Притчи детям. Архипелаг святая русь Притча о совести и раскаянии

Притча от Дмитрия Колганова

Один богатый любящий отец Наследнику оставил свой дворец, Построенный под самый небосвод Из дерева невиданных пород. Резьба была на стенах такова, Что трезвая кружилась голова - Цветами изукрашенный сандал Как редкостный цветник благоухал, А злые львы, ...

  • 2

    Вероломный друг Индийская притча

    Жили в Дели два купца - Мотичанд и Рамдас. Крепкая дружба была между ними. Однажды Мотичанд беседовал со своей женой, как вдруг она перебила его и стала просить: - Дорогой супруг! Мы уже стареем, деньги у нас, слава Богу, водятся, а что нам это...

  • 3

    Вместо Рамы Индийская притча

    Пришла как-то падишаху на ум одна мысль, и он послал за Бирбалом. - Бирбал! Пусть отныне индусы начинают свои письма и дела вместо имени Рамы моим именем. Составь и огласи новый закон. Бирбал скрыл улыбку и спросил: - Тогда, владыка, и ваше имя заставит...

  • 4

    Волки и Овцы Басня Жана де Лафонтена

    Лет тысячу велись открыто войны Меж племенем Волков и племенем Овец; Но мир был заключён меж ними наконец. По-видимому, быть могли спокойны Тут обе стороны. В прошедшем же грехи Не раз бывали: Волк, явив свою натуру, Овцу зарежет; пастухи С него на плащ...

  • 5

    Ворон и заяц Северная притча

    Катался ворон с высокой сопки, сломал крыло и кубарем скатился в реку. Холодные волны подхватили ворона и понесли. Увидел ворон своего соседа-зайчика на берегу, забыл все обиды, нанесённые зайчику, и закричал: - Ай, сосед-товарищ, спаси меня! Зайчик даже...

  • 6

    Вы достойны друг друга Притча для детей

    Жил на свете один праведный человек. За всю свою жизнь и на йоту не воспользовался он чужим добром. Сидел он как-то у ручья и увидел, что плывёт яблоко. Оно ему очень понравилось. Он взял его из воды и съел. Но тут же раскаялся, так как съел яблоко, не...

  • 7

    Однажды к Святому Сатгуру пришёл искатель Истины и стал спрашивать: - О, Сатгуру, все говорят, что ты познал Бога. Что такое Бог? - Бог - это твоё Высшее «Я». Когда оно пробуждено, то проявляется в милосердии ко всему сущему. - Но я не могу понять, ...

  • 8

    Два четверостишья Притча от Ивана Тургенева

    Существовал некогда город, жители которого до того страстно любили поэзию, что если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных стихов, - они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием. Они надевали тогда свои худшие...

  • 9

    Добровольный уход Даосская притча

    Когда страной правил император Яо, он назначил Бочэн Цзыгао начальником над одной из провинций. После смерти Яо трон перешёл к Шуню, а от него - к императору Юю. Тогда Бочэн подал в отставку и уехал домой. Юй очень огорчился, что такой мудрый чиновник...

  • 10

    Драгоценность греха Хасидская притча

    Однажды на ребе Леви Ицхака из Бердичева напал на дороге грабитель, известный своей жестокостью и порочностью. Он схватил ребе за лацкан, вытащил из повозки и, прижав спиной к дверце, заорал: - Знаешь, кто я такой? - Знаю, - спокойно ответил ребе, - и...

  • 11

    Живая свеча Христианская притча

    Пришёл боголюбивый человек в храм. А свечу забыл купить. Вспомнил, только когда вошёл вглубь храма, где уже началась служба. Что делать?.. Не возвращаться же к свечному ящику, чтобы не мешать людям молиться! И решил он: буду тогда сам стоять вместо...

  • 12

    Знание, хитрость и ум Притча от Александра Бэллы

    Как-то Многознайка, Хитрец и Умный, встретившись, заспорили, что главнее. Многознайка горячился, доказывая, что информация - всему голова и без неё - никуда. Рукастый Хитрец, мужик не промах, ухмылялся в усы. Он-то знал, что знать следует только то, что...

  • 13

    Испытание Суфийская притча

    Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель. - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет...

  • 14

    Клеймо на поминках Индийская притча

    Справляя поминки по матери, Кришна Дева Райя обратился к пурохитам (священнослужителям): - Перед смертью моя мать просила принести ей плод манго. Но она так и не успела его съесть. Что надо сделать, чтобы её душа успокоилась? Корыстолюбивые пурохиты...

  • 15

    Маленькие камешки и большие камни Еврейская притча

    Два человека пришли к великому знатоку Торы и попросили объяснить им разницу между добром и злом. Один из них считал себя большим грешником, потому что в молодости, поссорившись с близким другом, ударил его в пылу гнева тяжёлой палкой и убил. С того дня...

  • 16

    Притча от Александра Выженко


  • Встретились однажды две совести: совесть праведного человека и совесть подлеца.
    - Как живёшь? - спросила первая.
    - Не спрашивай, - ответила вторая и заплакала, - не живу я, а мучаюсь. Мой хозяин стыд совсем потерял. Только о себе он думает, никто и ничего его не интересует. Каждого норовит обидеть, унизить, а о том, чтобы помочь кому - то в беде, и речи быть не может.
    - А пробовала ты достучаться до его сердца?
    - Конечно! По разному пробовала: я ему книги - - подсовывала, и людей к нему честных и добрых посылала. И всё напрасно. Знаешь, мне особенно обидно, когда ему говорят, что нет у него совести.
    - А знаешь ты, что ему дороже всего?
    - Тщеславен он. Он всегда хочет быть умнее всех, красивее всех и богаче всех.
    - Я помогу тебе. Я знаю, что надо делать.
    Пошептались совести и разошлись: каждая пошла к своему хозяину.

    Утром следующего дня проснулся подлец и подумал:
    - Ох и надоела мне моя жена.
    - Как это надоела? - услышал он голос жены.
    - Я разве что - то сказал? - удивился муж. - И как эта старая корова узнала, о чём я подумал?!
    - Это я старая корова?! - отозвалась жена.

    Подлец ничего не понимал. У него разболелась голова, он не мог себя заставить пойти на работу. Подлец позвонил начальнику:

    Доброе утро, - ласковым голосом начал он, а про себя подумал - Хотя бы скорее этот старый пень отправился на пенсию. Засиделся в кресле, как кролик в норе!
    - Что-о-о? Я тебе покажу кролика! Ты уволен! - крикнул начальник и бросил трубку.

    Подлец весь день места себе не находил, не в силах понять, как это окружающие слышат его мысли. Но главное было в том, что он не знал, как изменить свои мысли. И решил он, что не надо вообще думать. Это оказалось невозможным. Он всю жизнь говорил одно, а думал другое, а ему верили, его уважали и даже любили. И вдруг такое!

    Подлец попробовал думать иначе, но это оказалось трудной задачей. Ведь всю жизнь он коллегам желал неудач, приятелям - бедности, соседям - болезнь, брату - одиночества. О думал о взятках, о чужой жене, завидовал успешным людям, хитрил и лгал, добиваясь своего. А теперь все обо всём узнают. Так и случилось.

    И он всё чаще слышал:
    - Бессовестный ты человек. Совсем совесть потерял!
    - О чём они говорят?! О какой совести? Где её взять? - терзался подлец.
    Все отвернулись от него. Он потерял аппетит, похудел, лишился сна.

    Нужно найти эту совесть, - говорил он себе. - Но где она?
    - Я никуда не уходила. Я всегда была рядом, но ты не замечал меня. Я стучалась в твоё сердце, но оно было закрыто. Ты не хотел жить со мной в ладу, по совести. А теперь ты почувствовал, как страдали люди от того, что ты делал?
    - Я не знаю, что значит жить по совести.
    - Начни с того, что желай людям то, что ты пожелал бы себе. Когда изменишься, поговорим. А пока я ухожу.
    - Подожди, что значит «изменишься»? В чём? В , причёске? А, может машину другую купить? Объясни, не уходи!
    - Ты изменишься тогда, когда испытаешь на себе всё, что творил с другими.
    - Нет у меня выбора: надо или измениться, или умереть.

    Всё, от чего страдали люди по его вине, бумерангом вернулось . Подлец испытал на себе коварство, предательство, обиды, унижения, издевательства. И научился он помогать, жалеть, сочувствовать, отдавать.

    Прошло время и подлец стал терпеливым, дружелюбным, . Появились друзья. Вернулось уважение.
    Снова встретились две совести.
    - Как живёшь? - спросила совесть праведника.
    - Как видишь, хорошо! - ответила совесть бывшего подлеца.
    Совести загадочно улыбнулись и направились каждая к своему человеку.

    Случилась эта история в далёкие, далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы - о песнях, а звёзды - о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

    И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому не подойдёт - всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:

    Что тебе надо, Совесть?

    А она тихонько говорила.

    А что ты сегодня сделал?

    Я? Да ничего такого я не делал…

    А ты подумай.

    А… Ну разве что…

    И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

    И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:

    Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!

    Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:

    Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата - Совесть!

    Испугались богатые:

    Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?

    Испугались и бедные:

    А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?

    Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:

    Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

    И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили посольство. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:

    Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

    Обрадовались этому решенью все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.

    И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:

    Разворачивай свитки. Кто из нас по ним выходит прав?

    Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:

    Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!

    Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.

    Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:

    Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?

    А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:

    Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!

    А имею ли я на это право?! - насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. - Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!

    Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

    И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:

    Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спрашивай! Мы - по закону.

    Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:

    Почему меня никто слушать не хочет?

    А они смеются в ответ:

    Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.

    Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:

    Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!

    Да не воровать я пришла у тебя! - отвечала она. - Я Совесть!

    А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!

    Да какая я развратница?! - удивилась она. - Я Совесть!

    Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.

    Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.

    Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:

    Совести у вас нету!

    Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:

    Значит, есть, если мы её под замком держим!

    И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать.

    Притча о Совести

    «Случилась эта история в далёкие, далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы - о песнях, а звёзды - о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

    И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому не подойдёт - всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:
    - Что тебе надо, Совесть?
    А она тихонько говорила.
    - А что ты сегодня сделал?
    - Я? Да ничего такого я не делал…
    - А ты подумай.
    - А… Ну разве что…
    И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

    И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:
    - Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!
    Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:
    - Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата - Совесть!
    Испугались богатые:
    - Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?
    Испугались и бедные:
    - А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?
    Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:
    - Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

    И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили посольство. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:
    - Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

    Обрадовались этому решенью все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.
    И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:
    - Разворачивай свитки. Кто из нас по ним выходит прав?
    Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:
    - Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!
    Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.
    Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила: - Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?
    А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:
    - Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!
    - А имею ли я на это право?! - насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. - Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!
    Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

    И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:
    - Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спрашивай! Мы - по закону.
    Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:
    - Почему меня никто слушать не хочет?
    А они смеются в ответ:
    - Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.
    Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:
    - Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!
    - Да не воровать я пришла у тебя! - отвечала она. - Я Совесть!
    - А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!
    - Да какая я развратница?! - удивилась она. - Я Совесть!
    Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.
    - Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.
    Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:
    - Совести у вас нету!
    Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:
    - Значит, есть, если мы её под замком держим!
    И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать».

    Отрывок из книги

    Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

    Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило! Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

    Слуга совести.

    Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал: - Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего. - Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл? - Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать. - Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - подытожил учитель.

    Совесть Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал… - Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть! - Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь! Притворился тогда человек совсем больным и говорит: - Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка! Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее! Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. - Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй! А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек: - Как же я теперь без совести жить-то буду? И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце: - Здесь я… Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было! - Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

    Притча о совести.

    Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель. - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи! - Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором! - Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе. - Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда. - Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал: - Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя. - Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания. - Почему невыполнимо? - Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим. От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

    Случилась эта история в далёкие, далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

    И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому не подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:

    — Что тебе надо, Совесть?

    А она тихонько говорила.

    — А что ты сегодня сделал?

    — Я? Да ничего такого я не делал…

    — А ты подумай.

    — А… Ну разве что…

    И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

    И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:

    — Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!

    Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:

    — Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!

    Испугались богатые:

    — Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?

    Испугались и бедные:

    — А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?

    Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:

    — Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

    И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили посольство. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:

    — Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

    Обрадовались этому решенью все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.

    И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:

    — Разворачивай свитки. Кто из нас по ним выходит прав?

    Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:

    — Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!

    Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.

    Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:

    — Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?

    А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:

    — Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!

    — А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. — Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!

    Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

    И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:

    — Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спрашивай! Мы — по закону.

    Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:

    — Почему меня никто слушать не хочет?

    А они смеются в ответ:

    — Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.

    Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:

    — Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!

    — Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она. — Я Совесть!

    — А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!

    — Да какая я развратница?! — удивилась она. — Я Совесть!

    Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.

    — Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.

    Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:

    — Совести у вас нету!

    Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:

    — Значит, есть, если мы её под замком держим!

    И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать».

    Притча из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV».