Правовые положения, связанные с месяцем ша’бан. Наступил месяц шабан - пора, когда благие деяния приумножаются многократно

Пророк ﷺ сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками ». Как мы знаем, наш ﷺ является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Ша"бан над остальными месяцами!

Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк ﷺ , название месяца Ша"бан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – пост. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ постился весь этот месяц.Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка ﷺ о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем и , люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки. Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-е, 14-е и 15-е числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа. В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом ». Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан ».

В другом хадисе говорится: «Месяц Ша’бан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня» . Также в этом месяце желательно побольше читать «салават»: «Аллаhума салли ‘ала Муẍаммадин ва ‘ала али Муẍаммадин васаллим» .

Ночь Бараат

Месяц Шаабан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Бараат – ночь с 15-го на 16-е число (по некоторым данным, это ночь с 14-го на 15-е). Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от оставления их без помощи.

Имам ас-Субки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь Предопределения () – грехи всей жизни », т. е., оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса, который передал Мунзирий от Пророка ﷺ : «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шаабан, не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк ﷺ попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк ﷺ попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк ﷺ попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд» (тот, кто отдалился от Аллаха ﷻ постоянством в совершении грехов)».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша передаёт слова Пророка ﷺ: «О Айша разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шаабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме следующих типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».

Самое главное – пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернёмся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни, и они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращён к Нему. Бдительность приведёт мусульманина к счастью на этом и на том свете.

В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи , которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Наш Пророк ﷺ сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите её в поклонении, а днём держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной – Я их прощу, нет ли просящих блага – Я дам им, нет ли охваченных болезнью – Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра». Наш любимый Пророк ﷺ говорил: «Аллах в середине месяца Шаабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».

В другом хадисе сказано: «Аллах в ночь середины месяца Шаабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи людей, количество которых превышает количество волосков на шкурах баранов рода Келб ».

Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту, отступает от Ислама, а также клеветников.

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят-уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

От Посланника Аллаха ﷺ нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру «Ясин». Первый раз – с намерением продления жизни, второй – для избежания бед и несчастий, третий – для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаха и Его Посланника ﷺ. Пусть же в эту ночь Всевышний простит и будет милостив ко всем мусульманам.

Хочется привести в пример дуа нашего любимого Пророка ﷺ, которое он читал в эту ночь: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил ».

Накануне благословенной ночи Бараат, перед заходом солнца желательно 40 раз прочитать следующее дуа:

«СубхIаналлагьи валь-хIамдулиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар ва ля хIавля ва ля къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазим ».

После этого дуа – 100 раз салават (приветствие) Пророку Мухаммаду ﷺ. А после обязательной молитвы магриб (вечерней) следует выполнить шесть ракаатов нафиль-намаза (желательного), совершая по два ракаата отдельно. Потом желательно прочитать суру «Ясин» с вышесказанными намерениями.

Также после чтения суры «Ясин» желательно обратиться к Аллаху со следующим дуа:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. اَللَّهُمَّ يَا ذَا الْمَنِّ وَ لاَ يُمَنُّ عَلَيْهِ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الإِكْرَامِ يَا ذَا الطَّوْلِ وَ الإِنْعَامِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ ظَهْرَ الاَّجِينَ وَ جَارَ الْمُسْتَجِرِينَ وَ أَمَانَ الْخَآئِفِينَ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي (كَتَبْتَنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ شَقِيًّا (أَشْقِيَاءَ) أَوْ مَحْرُومًا (مَحْرُومِينَ) أَوْ مَطْرُودًا (مَطْرُودِينَ) أَوْ مُقْتَرًا عَلَيَّ (عَلَيْنَا) فِي الرِّزْقِ فَامْحُ. اَللَّهُمَّ بِفَضْلِكَ شَقَاوَتِي (شَقَاوَتَنَا) وَ حِرْمَانِي (حِرْمَانَنَا) وَ طَرْدِي (طَرْدَنَا) وَ اقْتَارَ رِزْقِي (رِزْقِنَا) وَ أَثْبِتْنِي (أَثْبِتْنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ سَعِيدًا (سُعَدَاءَ) مَرْزُوقًا (مَرْزُوقُيِنَ) مُوَفَّقًا (مُوَفَّقِينَ) ِللْخَيْرَاتِ فَإِنَّكَ قُلْتَ وَ قَوْلُكَ الْحَقُّ فِي كِتَابِكَ المُنَزَّلِ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّكَ الْمُرْسَلِ يَمْحُو اللهُ مَا يَشَآءُ وَ يُثْبِتُ وَ عِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ. إِلَهِي (إِلَهَنَا) بِالتَّجَلِّي الأَعْظَمِ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ الْمُكَرَّمِ الَّتِي يُفْرَقُ فِيهَا كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ وَ يُبْرَمُ أَنْ تَكْشِفَ عَنِّي (عَنَّا) مِنَ الْبَلآءِ مَا أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَا لاَ أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَآ أنْتَ بِهِ أَعْلَمُ إِنَّكَ أَنْتَ الأَعَزُّ الأَكْرَمُ. وَ صَلَّى اللهُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلَّمْ

Бисмиллаhи ррахIмани ррахIим. Аллаhумма, я залманни ва ла юманну "аляйhи, я заль джалали валь икрами, я за тIтIавли валь ингIами, ла илаhа илла анта заhра лладжина ва джараль мустаджирина ва аманал хаифина.

Аллаhумма ин кунта катабтани (катабтана) "индака фи уммил китаби шакъиййян (ашкъияа), ав махIруман (махIрумина), ав матIрудан (матIрудина), ав мукътарран "аляййя ("аляйна) фи рризкъи фамхIу. Аллаhумма бифазлика шакъавати (ша-къаватана) ва хIирмани (хIирманана), ва тIарди (тIардана), ва икътара ризкъи (ризкъана), ва асбитни (ваасбитна) "индака фи уммил китаби саидан (суадаа) марзукъан (марзукъина) муваффакъан (муваффакъина) лилхайрати, фаиннака къулта ва къавлукал хIякъу фи китабикал мунзали "аля лисани набиййикал мурсали ямхIу ллаhу ма яшау, ва юсбиту, ва "индагьу уммул китаби. Илаhи (илаhана) биттажаллиял а"зами фи лайлати ннисфи мин шаъбанал мукаррамиллати юфракъу фиhа куллу амрин хIаким, ва юбраму ан такшифа "анни ("анна) минал балаи ма а"ламу (на"ламу), ва ма ла а"ламу (на"ламу), ва ма анта биhи а"ламу, иннака антал а"аззул акрам. Ва салла ллаhу "аля саййиддина МухIаммадин ва алиhи ва сахIбиhи ва саллям.

Мухаммад Мусаев , Мурад Магомедов


Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».
Как мы знаем, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Шаабан над остальными месяцами!
Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) , название месяца Шаабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – пост. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь этот месяц.

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем Раджаб и Рамазаном, люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки.
Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-е, 14-е и 15-е числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа. В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет.И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом». Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».
Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?» Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му’минин Айша (Да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му’минин Умм Салямах (Да будет доволен им Аллах) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

В другом хадисе говорится: «Месяц Шаабан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня». Также в этом месяце желательно побольше читать «салават»: «Аллахума салли ала Мухаммадин ва ала али Мухаммадин васаллим».
Муслим.кз

Ответы на вопросы

Муфтий, шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз

(да помилует его Аллах)

Вопрос: В книге «Сахих аль-джами» я прочитал хадис под номером 397, о котором шейх Аль-Альбани сказал, что он достоверный. Этот хадис: передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост, пока не придет месяц рамадан». Так же есть другой хадис, в этом сборнике он под номером 4638, о котором сказал шейх Аль-Альбани, что он достоверный. Этот хадис: передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Самыми любимыми месяцами для поста у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были шаабан, который он соединял с рамаданом». Как правильно понять эти хадисы?

Ответ: С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, а затем: пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост весь месяц шаабан, или может быть оставлял пост в небольшую его часть, как это достоверно подтверждается в хадисах от Аиши и Умм Салямы. Что касается хадиса с запретом держать пост после половины шаабана, то он достоверный, как сказал об этом выдающийся ученый, шейх Насыруддин Аль-Альбани. Запрет, о котором говорится в хадисе — это запрет начинать пост после середины месяца шаабан. А тот, кто держит пост большую часть месяца, или его полностью — его дело совпадает с сунной. И успех — от Аллаха. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15, Журнал «Даауа» № 1437 от 03.11.1414 г.х.

Вопрос: Уважаемый шейх, держать пост во вторую половину месяца шаабан относится к нежелательным действиям или к запретным?

Ответ: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост». Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца. И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем. А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. А если он держит пост, начиная с 14 дня, или 15… Или 13, то нет в этом проблем, так как он охватывает большую часть месяца. Если держит пост весь месяц или его большую часть, то нет в этом проблем, а если он не держит пост первую половину, а затем начинает держать пост во второй половине — это как раз то, что запрещено. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково мнение Шариата о том, что я постоянно держу пост три месяца: раджаб, шаабан и рамадан и еще шесть дней в месяц шаууаль? И я всилах делать это.

Ответ: Нет греха в этом. Тот, кто держал пост в раджаб, шаабан и рамадан — нет греха. Порицаемым является выделять для поста раджаб, а если вместе с ним держат пост и в месяц шаабан, то нет в этом проблем. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Многие люди держат пост в пятнадцатый день месяца шаабан. Пришло ли это в сунне, или же это бидъа (нововведение)?

Ответ: Нет у этого основы. Выделять для поста пятнадцатый день — нет у этого дела основы. Нет ничего в достоверной сунне, что бы указывало на это действие. Но держать пост в «белые дни» (дни, в ночи перед которыми луна полная) — 13, 14 и 15 дни — это желательно во все месяцы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост в белые дни и держал пост весь месяц шаабан, и мог держать пост большую часть месяца шаабан. И иногда он, мир ему и благословение Аллаха, держал весь месяц шаабан, а иногда большую его часть. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

Ответ: Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом. И мы уже выпустили несколько статей об этом. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешается ли отмечать и оживлять ночь 15 шаабана (так называемую «ночь бараат»)?

Ответ: Не разрешается отмечать 15 ночь шаабана и нет основы у этого дела. И не разрешается отмечать 27 ночь месяца раджаб, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это — нововведение. Не положено отмечать ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, все это из числа нововведений, которые придумали люди. Так же к нововведением относится и празднование дня рождения пророка (мавлид), мир ему и благословение Аллаха. Не разрешается отмечать ни пророческий день рождения, ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это — нововведения. Не делали этого, ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни его праведные халифы, ни другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни праведные ученые из первых трех лучших поколений. Это все придумали люди. Мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: В одной книге приводится хадис от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в ночь 15 шаабана совершит сто ракатов, прочитывая в каждом из них суру «Фатиха» и пять раз суру «Ихляс», то ниспошлет Аллах к нему 500 000 ангелов, и у каждого из них будет тетрадь из света, в которые они будут записывать награду этого молящегося вплоть до Дня Воскресения». В книге не указано название этого намаза. Уважаемый шейх, скажите каково оно, и объясните насколько это правильно. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Этот хадис ложно приписан пророку, мир ему и благословение Аллаха. Нет у него (у хадиса) основы, и нет у него достоверности. И все (хадисы), в которых говорится о выстаивании намаза в ночь 15 шаабана, об особых дуа, и о том что нужно читать в эту ночь — все они ложные. У всего этого нет основы, и все это не достоверно. Пусть это будет правилом, которое тебе следует знать. И этот хадис такой же. Это ложный хадис, у которого нет достоверности. И мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Женщина в сомнениях: она должна была возместить пропущенный в прошлом году день поста месяца рамадан, и она его возместила в последний день месяца шаабан. Обязана ли она чем-нибудь теперь?

Ответ: Она ничем не обязана, так как это было возмещением и ее обязанностью. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Если небо закрыто облаками или пылью (в ночь после 29 шаабана), обязательно ли, или узаконено ли в шариате держать пост в (следующий день) день сомнения (яуму аш-шакк) из осторожности, что может быть месяц рамадан уже начался?

Ответ: Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.) И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)
А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто — то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение — обратное этому: обязательно не поститься в этот день. Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто. И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, ни кого-либо другого. Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: «Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7.) И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура «Свет», аят 63.)«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. «Фатауа нурун аля ддарб»

Сказал шейх Ибн ‘Усаймин:
«Если собрать этот аят: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей» и этот: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)» то становится ясно, что ночь предопределения приходит в месяце Рамазан, а то, что распространилось среди людей, что ночь предопределения выпадает на середину месяца ша’бана является безосновательным. Так как ночь предопределения бывает только в Рамадане, а ночь середины месяца ша’бана подобна всем другим ночам, как ночь середины месяца раджаба или джумада, раби’а, сафара, мухаррама и других месяцев. У этой ночи нет определенных особенностей, а что касается тех хадисов, в которых приводится побуждение на выстаивание ночной молитвы в эту ночь или о достоинстве поста в этот день, то все эти хадисы не достоверны.
Некоторые ученые легко относятся в упоминании слабых хадисов касающихся побуждения на совершение благих дел или выделения каких-то месяцев для поклонения или мест. Таким образом нельзя поступать. Может случится так, что тогда, когда ты приведешь слабые хадисы касающиеся достоинства чего-либо человек услышав поверит в это отнеся данные слова к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а это очень опасно!
Как бы то не было, день и ночь середины месяца ша’бан ничем не отличается от ночей других месяцев. Ночь середины месяца ша’бана не выделена ночным выстаиванием и эта ночь не является ночью предопределения и день середины месяца ша’бан так же не выделен постом в этот день. Что же касается самого месяца Ша’бан то пришло достоверно в Сунне нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он очень много держал пост в этот месяц до такой степени, что практически не разговлялся в этот месяц, а что касается других достоинств этого месяца, то не приходит ничего достоверного, кроме как то, что приходит в отношении других месяцев, как достоинства поста трех дней в каждом месяце и поста в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый день которые являются днями полнолуния». См. «Тафсир Джуз ‘Амма», стр. 372-373.

Шейх Ибн ‘Усаймин: Положения связанные с месяцем Ша’бан

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Поистине, сейчас идет месяц Ша’бан, и мы поговорим о шести моментах связанных с ним, разъясняя то, что мы обязаны разъяснить! Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал нам и вам полезные знания и праведные деяния!

Первый момент касается поста в Ша’бан. Отличается ли пост в этот месяц от поста в остальные месяца? Ответ: Да отличается! Так как Пророк (ﷺ) больше постился в нем, так, что постился почти весь месяц за исключением нескольких дней. Таким образом, к Сунне относится увеличение дней поста в месяц Ша’бан, так как это – следование Посланнику Аллаха (ﷺ).

Второй момент касается поста в середину этого месяца, то есть соблюдение поста именно (в первую или вторую) половину этого месяца. Но все хадисы по этой теме недостоверны и слабы, и не относятся Пророку (ﷺ) и не совершаются по ним деяния! Это потому, что человеку запрещено поклоняться Аллаху посредством всего того, что не утверждено от Посланника Аллаха (ﷺ)! Итак, не соблюдается пост отдельно в середине Ша’бана, так как об этом не приводится от Посланника Аллаха (ﷺ) (ничего достоверного), а все, что (основано на том) что не приводится (в Сунне), являетсянововведением!

Третий момент касается достоинства срединной ночи этого месяца. Относительно этого так же приводятся слабые хадисы, которые не относятся к Пророку (ﷺ). То есть, срединная ночь Ша’бана такая же, как срединная ночь Раджаба, Раби’, Джумады и других месяцев. Эта ночь – я имею в виду срединную ночь Ша’бана, ничем не отличается от других ночей, так как хадисы о превосходстве этой ночи слабые.

Четвертый момент – выделение этой ночи выстаиванием молитвы, и это также бидаа! Так как от Пророка (ﷺ) не приводится, что он выстаивал именно эту ночь. Если человек привык постоянно вставать ночью на молитву, то пусть выстаивает ее так же, как и другие ночи. Если же он не встает на ночную молитву, то пусть не встает и в эту ночь, так как ни о чем подобном в Сунне Пророка (ﷺ) не говорится! И еще хуже этого то, когда некоторые люди выстаивают именно в эту ночь определенное количество ракаатов, о которых также не приводится в Сунне Пророка (ﷺ). Таким образом, мы не выделяем именно эту ночь выстаиванием!

Пятый момент. Предопределяется ли что-либо в эту ночь? То есть, записывается ли предопределение на весь год в эту ночь? Ответ: Нет, так как эта ночь – не Ночь Предопределения! Ночь Предопределения в Рамадане. Всевышний сказал:«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения. Откуда ты мог знать, что такое Ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев!» (97:1-3). Всевышний также сказал: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (2:185). Получается, что Ночь Предопределения в Рамадане, так как в нее и был ниспослан Коран, и Коран ниспослан в Рамадан. Поэтому Ночь Предопределения может быть только в Рамадане и ни в каких других месяцах, и сюда относится и средняя ночь Ша’бана, она не является Ночью Предопределения, и в ней не предопределяется ничего из того, что будет в следующем году, и то же самое можно сказать обо всех остальных ночах.

Шестой момент касается приготовления отдельной пищи в середине месяца Ша’бан. Некоторые люди готовят в этот день еду и раздают ее беднякам, говоря, что это от отца, матери или родителей вместе. Это также является нововведением! Об этом ничего не приводится ни от самого Пророка (ﷺ), ни от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах!

Это шесть моментов, перечисленных мной, и, возможно, есть и другие, которые я оставил, и которые я обязан разъяснить вам! Я прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал нас и вас одними из тех, кто распространяет Сунну и предостерегает от ереси! И чтобы сделал нас и вас ведущими и ведомыми по прямому пути, теми, кто подражает Пророку и следует его пути, да благословит его Аллах и приветствует!».

Достоинства месяца Шаабан 20.05.2016 || Абу Яхья Крымский

В Исламе некоторые времена года имеют превосходство над другими. Иногда это связано с важными событиями, имевшими место на тех или иных отрезках времени, из числа которых можно назвать праздник начала пророческой миссии его светлости Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) или Праздник Гадире Хом – провозглашение его светлости Али (мир ему!) преемником его светлости Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). Среди других времен года выделяются лунные месяцы раджаб, шаабан и рамадн.

Пророк Ислама сказал, что раджаб – это "прочный месяц Бога". "Прочный" потому, что ни один другой месяц не сравнить с ним. Его почитали люди даже в период невежества, а Ислам увеличил его значение.

Посланник божий также сказал: «Раджаб - месяц Аллаха, шаабан – мой месяц, а рамадан – месяц моей уммы».

Непорочные имамы, в свою очередь, назвали эти месяцы подходящей возможностью для богослужения и самосовершенствования.

Основоположник исламской революции имам Хомейни (да упокоит Аллах его душу!) отмечал, что месяцы раджаб, шаабан и рамадан приносят человеку огромное количество благ.

Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи, в свою очередь, называет их "праздником для верующих рабов божьих" и "порой богослужения".

О важности месяца шаабан сказано довольно много. В этот месяц мусульманам рекомендуется читать определенные молитвы, совершать конкретные деяния. Однажды в месяце шаабан Посланник божий читал проповедь, в которой отметил, что этот месяц почитают даже ангелы. В этот месяц украшается сам рай, увеличивается и разделяется между рабами божьими мирской удел, хорошие деяния увеличиваются в 70 раз и поднимаются к небесам без всяких препятствий..

Пророк Ислама и непорочные имамы назвали месяцы раджаб и шаабан предисловием к благословенному месяцу рамадан, ведь они способствуют духовной подготовке человека, создают предпосылки покаяния и приближения к Творцу. Одно из самых рекомендуемых дел в этот месяц – соблюдение поста.

Каждый раз пророк, увидев полумесяц шаабана, призывал своих последователей оказать ему содействие, соблюдая пост.

Его светлость Али (мир ему) сказал: «Того, кто соблюдает пост в месяц шаабан из любви к Пророку и с целью сближения к Аллаху, Господь любит и вознаградит райскими садами».

Внук посланника божьего и четвертый имам его светлость Саджад (мир ему) рекомендовал молитву, в которой человек обращается к Аллаху с просьбой благословить Пророка и его семейство, просит их заступничества.

Аятолла Хаменеи отмечает, что пророк Ислама до конца своей благословенной жизни почитал дни и ночи месяца шаабан.

По словам духовного лидера, непорочные имамы придавали большое значение этой содержательной молитве, ведь она содержит самые возвышенные божественные учения. Кроме того, она была одной из любимых молитв имама Хомейни (да осветится его могила!). Он даже прокомментировал некоторые фразы этой молитвы.

Ночь на 15-е шаабана – одна из важнейших времен года после ночи предопределения в рамадане.

Посланник божий рассказывал, что однажды, когда спал в эту ночь, внезапно появился архангел Джибраил и спросил: «О, Мухаммад! Спишь ли в эту ночь?» В ответ на вопрос: «Чем она отличается от других?», архангел сказал, что в эту ночь открываются врата небес и божьей милости, а в рай попадает тот, кто занимается богослужением, молитвами, чтением Священного Корана и покаянием.

Имам Хомейни (да упокоит Аллах его душу!) заметил, что значение месяца рамадан связано с ночью предопределения, а значение шаабана с ночью на 15 число.

В эту ночь произошло весьма важное событие. Именно в ночь на 15 шаабана 255 г. по лунной хиждре родился 12 непорочный имам – единственный Спаситель человечества его светлость Махди (да приблизит Аллах его пришествие!). Именно он восстанет против всемирного зла и с его пришествием во всем мире будет царить справедливость.

Таким образом, 15 число лунного месяца шаабан предвещает светлое будущее, когда миром будут управлять обездоленные, что, кстати, обещано и в божественном писании мусульман.

Кроме его светлости Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) в месяце шаабан родились внуки Пророка его светлости Хусейн и Абуль-Фазл ибн Али и его правнук Саджад (мир им всем!). Именно об имаме Хусейне (мир ему) Посланник божий сказал: «Хусейн от меня и я от Хусейна». В другом месте он назвал Хусейна "немеркнущим светом, ведущим человека во мраке ночи и кораблем спасения в безбрежном океане невзгод".

В месяцы раджаб, шаабан и рамадан Всевышний Создатель предоставляет своим рабам подходящую возможность освободиться от привязанности ко всему мирскому и уделить как можно больше внимания загробной жизни.

По словам духовного лидера, эти месяцы крайне ценны и необходимо извлечь их них как можно больше пользы. Для этого недостаточно поверхностного чтения молитв, необходимо постичь их глубокое содержание.

Эти три месяца предоставляют человеку уникальную возможность покаяться и очистить душу от всех грехов.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками ».

Как мы знаем, наш Пророк Мухаммад ﷺ является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Шаабан над остальными месяцами!

Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк ﷺ , название месяца Шаабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – это пост. Поэтому Посланник Аллаха постился весь этот месяц.

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка ﷺ о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем Раджаб и Рамазаном, люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост ».

Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки. Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13, 14 и 15-го числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа.

В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом ».

Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан ».

В другом хадисе говорится: «Месяц Шаабан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня ».

Ночь Бараат

Месяц Шаабан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Бараат – ночь с 15-го на 16-е число (по некоторым данным, это ночь с 14-го на 15-е ). Бараат означает «непричастность», «полное отделение»: в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями – от ада.

В хадисе от Абу Хурайры передаётся: «Ночью, в середине месяца Шаабан, ко мне пришёл ангел Джабраил и сказал : «О Мухаммад (мир ему и благословение)! Взгляни на небо! » Я спросил: «Что эта за ночь? » Он ответил: «Эта ночь, когда Аллах распахивает триста дверей милости и прощает грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, сплетников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. Поистине Аллах их не простит, пока они не оставят это и не раскаются ».

Как-то раз Пророк Иса (мир ему), проходя мимо горы, увидел огромный белый камень. С удивлением начал, разглядывая, ходить вокруг него. И в это время Аллах отправил ему откровение, спрашивая его: «Не хочешь ли ты увидеть нечто удивительнее, чем это? » Как только Пророк Иса дал утвердительный ответ, скала тут же раскололась. Внутри скалы был человек, держащий в руке зелёный посох, возле которого росло виноградное дерево. Он посмотрел на Пророка Ису и сказал: «Это моё пропитание ». Затем Пророк Иса спросил его: «Сколько времени ты уже тут поклоняешься Всевышнему? » Он ответил, что уже практически четыреста лет. Удивившись увиденному, Пророк Иса обратился ко Всевышнему: «О Аллах Наверно, Ты не создал лучшего творения, чем этот Твой раб ». На что Всевышний дал ответ: «Лучше, чем его четырёхсотлетнее богослужение, – это двухракаатный намаз, совершённый Моим рабом из уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в ночь на середину месяца Шаабан ». Услышав такое, Пророк Иса сказал: «Ох, если бы я был из уммата Пророка Мухаммада ﷺ ! » Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением для продления жизни , второй раз для убережения от бед и несчастий , третий для расширения благ . После каждого чтения суры «Ясин» читают специальную молитву.

Уважаемые братья и сёстры! Месяц Шаабан дарован нам Всевышним как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Тому, кто возвеличит Шаабан, страшась Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, Всевышний прощает грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней.

Но мы должны это знать! Так же, как Аллах увеличивает в этом месяце хорошие деяния, увеличивает и плохие. Так же, как Он возвышает почитающих этот месяц, унижает тех, кто пренебрегает им. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) в этом месяце и не воспользоваться Его даром – для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен, недопустимо.

Да сделает нас Аллах проявляющими покорность и благодарность Ему за блага, дарованные Им! Амин!

Мухаммад Мусаев