Двухшаговый кракелюр в декупаже: вместе навсегда. Одношаговый кракелюр — первое знакомство Двухшаговый кракелюр на водной основе

Кракелюр хорошо знаком художникам. Это трещинки на старом слое краски. Они придают неповторимый вид произведению живописи, подтверждают ее старину и часто увеличивают стоимость. Поэтому в наше время многие пытаются искусственно состарить картину. Такой процесс тоже называется кракелюр - используют кракелюрный лак.

Похожие статьи:

Что такое кракелюр

При помощи специального лака для кракелюра на поверхности можно получить сеть трещин, в которые для контраста втирают тушь или масляную краску. Эта техника применяется при декорировании предметов в быту.

Используют кракелюр в декупаже. На стеклянные, деревянные, керамические, металлические изделия наносят рисунок и покрывают его лаком. Затем происходит интенсивная сушка, в результате которой образуются трещины. Необязательно использовать дорогостоящие материалы, можно пользоваться подручными средствами. Это клей ПВА, белок сырого яйца, желатин, уксус, некоторые вещества в виде геля, применяемые для стирки.



Одношаговый кракелюр в декупаже

Нанесение на различные поверхности происходит разными методами. Самый популярный способ – кракелюр одношаговый. Он используется для получения эффективных трещин контрастного цвета на предметах. Для этого понадобятся:

  • изделие для декупажа;
  • краска водоэмульсионная или акриловая двух цветов;
  • клей ПВА;
  • рисунки;
  • акриловый и финишный лак;
  • синтетическая кисть;
  • грунтовка.

Декупаж изделия выполняется поэтапно:

  1. Поверхность очищается от грязи и пыли, затем обезжиривается спиртом.
  2. На чистую поверхность наносят кистью слой грунтовки. Она должна полностью просохнуть.
  3. На грунтовку наносят краску, которая в дальнейшем будет просвечивать через трещины.
  4. Поверхность покрывается кракелюрным составом.
  5. На предмет наносится контрастная краска.
  6. Последний слой высушивается феном. При сушке краска начинает трескаться. Сквозь трещины проступает предыдущий слой.

Если на изделии нет рисунков, их нужно вырезать из бумаги и приклеить после очистки и обезжиривания предмета. Закрепляется рисунок клеем ПВА. Выполненный по данной инструкции одношаговый декупаж с кракелюром хорошо выглядит на вазах и горшках с цветами, на подносах и тарелках. Отделка заканчивается нанесением финишного покрытия. Этим способом можно оформить рамки для фотографий, шкатулки из дерева, фарфоровые изделия.

Двухшаговый кракелюр в декупаже

Двухшаговым методом пользоваться сложнее. Для работы необходимо приготовить:

  • предмет для украшения;
  • акриловый лак;
  • художественные кисти;
  • гуммиарабик;
  • шеллак;
  • битум;
  • пудру серебряную или золотую.

Гуммиарабик похож на вязкую жидкость. На открытом воздухе он быстро твердеет. Шеллак – это природная смола.

Двухшаговый кракелюр наносится в такой последовательности:

  1. Предмет очищают, обезжиривают и покрывают акриловым лаком в 2 слоя. Дают просохнуть.
  2. Обильно наносят шеллак. Чем толще слой, тем крупнее будут трещины. Нельзя допускать подтеков.
  3. На еще липкий слой шеллака наносится гуммиарабик и растирается.
  4. Гуммиарабик твердеет и трескается. В трещины можно втереть битум и пудру.
  5. Покрыть изделие финишным слоем.

Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа

Лак с эффектом кракелюра бывает одношаговый и двухшаговый. Одношаговый (или однокомпонентный) наносится между контрастными слоями краски. Двухшаговый (двухкомпонентный) – на слой шеллака. Состав нужно наносить на поверхность украшаемых предметов правильно. Делается это по возможности синтетической кисточкой. Перед нанесением шеллак нельзя взбалтывать, чтобы в нем не образовались воздушные пузырьки.

В помещении не должно быть никакой пыли. Перед работой его нужно хорошо проветрить. Полученные трещинки на предмете можно затереть краской темного цвета и пудрой серебряного или золотого оттенка. Излишки удаляются тампоном, смоченным растительным маслом. В конце работы поверхность изделия тщательно протирается и покрывается финишным защитным акриловым лаком.

Трещинки образуются по направлению движения кисти. Для получения кракелюрной сеточки пользоваться лаком нужно с помощью мелких мазков.

Какие могут быть ошибки при нанесении

Наносить лак следует широкой кистью ровными мазками. Нельзя проводить кистью 2 раза по одному месту. В нормальных температурных условиях размер трещин зависит от толщины лакового слоя. Лак сохнет около 30 минут. Пересушивать его нельзя. Плохо наложенный слой необходимо смыть и наложить его заново. Сделать это просто, если лак на водной основе. Чтобы получить мелкие трещинки на поверхности, случае лучше применить губку. Просушивать лак нужно до момента, когда палец прилипает к нему, но не пачкается. На полностью просохшем слое трещины не всегда получаются.

Акриловая краска выбирается с матовой поверхностью. Однокомпонентный лак должен располагаться между двумя ее слоями. Кисти после работы моются скипидаром, затем водой с использованием хозяйственного мыла.

Как сделать кракелюрный лак своими руками

Существует много видов кракелюрного лака. Есть и мастер-классы, как сделать его в домашних условиях. Заменить лак можно самодельным на основе желатина, пшеничного декстрина и других материалов. В состав обязательно добавляется уксус и яичный белок.

Для создания лака собственными руками нужно приготовить:

  • краски на акриловой основе;
  • кисть;
  • губку;
  • лак ПФ-283;
  • клей ПВА;
  • декстрин пшеничный.

Изготовление состава для кракелюра из желатина

Лак состоит из:

  • 1 ст. л. желатина;
  • 1 стакана воды.

Желатин засыпают в воду для набухания, подогревают и полностью растворяют его. После остывания состав готов к работе. Его наносят на поверхность и сушат. На высохший слой можно наносить любые другие слои в зависимости от задумки. Чаще всего пользуются слоем защитного лака. Такой состав хорош тем, что при необходимости его легко смыть простой водой и нанести свежий слой для получения эффекта растрескивания.

Изготовление смеси для кракелюра из пшеничного декстрина

Лак можно сделать из пшеничного декстрина. Это клеящее вещество, полученное из пшеничного крахмала путем термической обработки. Его достаточно взять 40 граммов, добавить кипящую воду и выдержать. В результате должна получиться смесь, имеющая консистенцию жидкого йогурта. На обработанную методом декупажа поверхность наносится слой блестящего лака и высушивается. После этого широкой кистью наносится толстый слой декстрина. Сохнет он около 30 минут без фена.

Изготовление состава из жидкого геля

Для декупажа мебели используется состав на основе геля для стирки. На поверхность предмета наносят базовый цвет и просушивают его. После просушки кистью накладывают толстый слой геля. Можно делать это морской губкой. Данный способ применяется на тканевых поверхностях.

Яичный белок в технике кракелюра

Для использования кракелюра на стенах помещения используется яичный белок. Сначала участок стены покрывается латексной краской на основе акрила. Можно сделать это дважды. После просыхания крупными мазками накладывается белок. Сушить его нужно без фена. На высохший слой можно укладывать остальные слои.

Что вы делайте со старой мебелью?

Обзор: Виды двухшаговых кракелюрных лаков и как эти лаки работают

Двухшаговый кракелюр , представляет собой образование трещинок на поверхности декорируемого изделия - трещинки выглядят, как сетка на самом изображении. Для создания двухшагового кракелюра используется двухшаговый (два компонента)(две баночки с лаками) кракелюрный лак .

Принцип работы таков: на подготовленную поверхность изделия наносим ШАГ 1, даем подсохнуть до "отлипа", затем наносим ШАГ 2 и высушиваем полностью. После полного высыхания образуются трещины, их нужно затереть наполнителем. В качестве наполнителя можно использовать: пигмент, масляную краску, битум, сухую пастель, тени для век, и т.п. Последний этап работы - это покрытие поверх трещинок слоем (или несколькими слоями) закрепляющего лака. Можно использовать, например, акриловый лак на водной основе. В некоторых парах второй шаг нужно смыть водой.

Самые распространенные двухшаговые лаки , которые используют в декупаже:

  • "Нитяные кракелюры" - фирма АКРИЛАНАС (Литва)
  • Creall-Cracle - фирма Havo (Голландия)
  • Лак шеллачный + лак кракелюрный ТАИР - фирма ТАИР (Россия)
  • Maimeri № 678 + № 688 - фирма Maimeri (Италия)
  • Maimeri IDEA Decoupage 753 + 754 - фирма Maimeri (Италия)
  • IDIGO - фирма IDIGO (Италия)
  • Stamperia CRACKLE Sottile - фирма Stamperia (Италия)
  • ARS Hobby (крупный) - фирма ARS Hobby (Россия)

Теперь подробнее рассмотрим, как эти лаки работают на поверхности.

Двухшаговый лак "Нитяные кракелюры" - фирма АКРИЛАНАС (Литва)

Двушаговый кракелюрный лак "Нитяной Кракелюр" от производителя АКРИЛАНАС предназначен для создания эффекта особо тонких трещин .
Нанесите на декорируемую поверхность ШАГ1 и дайте высохнуть при комнатной температуре около 3-4 часов. Затем нанесите ШАГ2. Для полного проявления трещин понадобится около 3-12 часов. Затем трещины необходимо затереть порошком металлик. Размер трещин зависит от толщины наносимых слоев.
Смойте верхний слой лака с помощью мягкой губки.
После высыхания покройте защитным лаком.

Из опыта дизайнера-декоратора Татьяны Гордеевой:
Я попробовала действовать строго по инструкции. На последнем этапе затерла порошком-пурпурином, далее начала смывать. В итоге из трещинок все стало вымываться. Вдобавок ко всему полностью все смыть не удалось, остались остатки в виде отслаивающегося кракелюра - с затертыми трещинками...
Начала все заново. По инструкции нанесла Ш1, затем через 3 часа Ш2 - достаточно густо. Оставила на ночь. Наутро затерла трещинки битумом . Излишки сняла эмульсией для снятия излишков битума. И поверх покрыла спиртовым лаком от Decomania (можно и другим не водным), после высыхания на всякий случай покрыла еще одним слоем спиртового лака. В итоге - красивые трещинки приятного размера - см. фото.


Цена - примерно 480 руб. за пару.

Двухшаговый лак Creall-Cracle - фирма Havo (Голландия)

Двухшаговый кракелюрный состав Creall Crackle от голландского производителя Havo. Оба компонента на водной основе. Этот состав отлично подходит для начинающих мастеров, так как не требует никаких навыков при использовании. Еще одним значительным плюсом служит то, что второй шаг не нужно смывать. После высыхания лак не липнет. После использования кисти промываются водой.

Нанести на подготовленную поверхность ШАГ1, дать высохнуть до отлипа (примерно 30 мин.), нанести ШАГ2. Полностью высушить (несколько часов). Втереть пигмент, сухую пастель, масляную краску, битум, сухие тени или серебрянку (золотянку). Быстро вытереть лишнее.

Размер трещин зависит от толщины второго слоя и от способа нанесения.

Объем - две емкости по 80 г.
Цена - примерно 400 руб. за пару.

Лак шеллачный + лак кракелюрный - фирма ТАИР (Россия)


Нанести на поверхность лак шеллачный с помощью губки. Подождать до полного высыхания (10-15 мин.). Нанести второй слой лака шеллачного и не дожидаясь полного высыхания нанести лак кракелюрный. Через 3-4 часа будут появляться трещины. Проявить трещины можно с помощью масленой краски - ее втереть в тещины, излишки сразу же убрать сухой тряпочкой.

Если лак шеллачный неочищенный (неосветленный), то он тонирует работу и придает ей цвет патины. Уточняйте у продавца осветленный или не осветленный шеллачный лак!
Аналог пары компании Esprimo. Придает старинный вид изделиям.


Цена - примерно 300 руб. за обе баночки.

Двухшаговый лак - Maimeri № 678 + № 688 - фирма Maimeri (Италия)


Трещинки образуются несовместимостью двух продуктов: первого (патинирующего лака №678) - на основе растворителя, второго (кракелюрного лака №688) - на водной основе.

Лак (№678) 1 шаг наносим, сушим до лёгкого отлипа, для более глубоких трещин можно нанести шаг 1 два раза.
Наносим 2 шаг (№688), даём высохнуть самостоятельно (примерно 3 часа) и в трещины втираем битум или масляную краску, затем смываем верхний слой лака душем (для эффекта старины можно не смывать). Готовые трещинки фиксируют отделочным лаком (не водным!) (например патинирующим лаком №678).

При работе с этой парой важно соблюдать ряд условий:
- 1 шаг нельзя высушивать полностью – он должен быть слегка липким.
- Для получения более крупных трещин второй шаг должен сохнуть при более низкой температуре и высокой влажности.
- Наносить шаги надо без потеков, равномерно!

Инструкция от пользователей.
Работать с этим лаком можно двумя способами. Всё зависит от того, какой результат вы хотите получить и как вы привыкли работать.

Вариант 1: Наносим первый слой равномерно, без потеков и не тонко. Даём подсохнуть. Проверяем на отлип. Когда почти не липнет к пальцам наносим второй слой. Даём ему высохнуть. Минимально 30 мин, максимально 3 часа. Затираем пастелью или тенями. При этом способе можно смыть, пастель останется, т.к. она прилипнет к первому слою. Для этого мы и пробуем на отлип. Одна из больших ошибок при работе с этим лаком - это дать полностью высохнуть первому слою, тогда пастели просто не за что будет зацепиться.

Вариант 2: Наносим первый слой равномерно, без потеков и не тонко. Даём полностью высохнуть. Можно дать часа 4 или даже больше. Потом наносим второй слой и оставляем сохнуть на ночь. Затирать в этом случае надо маслом или битумным лаком. Оставить сушит желательно на ночь. Тогда масляная краска высохнет. Потом можно смыть, аккуратно помогая пальцами, а можно и оставить. Если оставить будет присутствовать эффект желтизны. Иногда это даже украшает работу. Финишным слоем лака тоже не стоит покрывать сразу, нужно дать высохнуть масляной краске.

Нужно убедится, что во втором шаге лака нет прогалин и он лёг ровно, тогда можно идти и мыть. Нижний слой остаётся ещё липким и масляная краска держится на нём замечательно. Но если втирать масло по истечении определённого промежутка времени, то нижний слой лак высыхает и масляная краска не задерживается на нём, а благополучно смывается - растворяется вторым шагом лака (хотя по сути 2-ой шаг и не является лаком). Нужно выдержать краску до смывания хотя бы сутки, можно и дольше, до трёх суток. Самое интересное, что всё это время образуются новые трещинки. Только потом, после определённого времени, можно мыть и желательно ледяной водой, масляная краска не смывается и трещины остаются на месте.

Иногда при работе с этими лаками хороший кракле получается только в холоде. Час просушки между первым и вторым слоем, сутки просушки второго слоя. Затирать маслом и сушить ещё трое суток, только потом вносить в тёплое помещение для смывки. В этом случае трещины глубокие, крупные, хорошо очерченные, нет эффекта "грязи" и траншей.

Сколько надо держать под водой и как узнать, что 2-й лак смылся?
Пальцами чуть-чуть смыть верхний слой, он легко смывается. А нижний немного липкий, особенно когда мокрый. Так что как только чувствуете, что легкое смывание закончилось, прекращайте водные процедуры. Это как раз тот момент, когда понимаете, что липнуть начало. Это нижний на ощупь неприятный. Можно поставить на банку или просто положить на стол вверх дном. Обычно не больше часа надо, чтобы все подсохло.

Если 2-й шаг скатывается?
Возможные причины: - кисть плохо вымыта после 1-го шага, или вода с кисти попала - такое случается если второй шаг не просох достаточно хорошо.

Что делать, если кракле маймери 678-688 лег хорошо, трещины удачные, сверху покрыт акриловым лаком, а через три недели там, где было кракле, всё стало неприятного желтого цвета и пятнами.
Поверх этого кракелюра нельзя накладывать водный лак никогда ! Только алкидный (масляный)!

Что будет, если не смыть второй слой? Если трещинки сразу аккуратно затерлись? Можно ли оставить водный лак?
Если не смыть второй шаг, будет не просто желто, а как бы грязно, как будто все битумом замазано. Иногда (при темном фоне) можно и не смывать. Где цвета не искажаются, можно оставить, но в подавляющем большинстве случаев надо смывать.

Объем - две емкости по 75 г.
Цена - примерно 600 руб. за обе баночки.

Двухшаговый лак Maimeri IDEA Decoupage №753 + №754 - фирма Maimeri (Италия)


Двухшаговый кракелюр MAIMERI арт.753-754 состоит из двух составов: патинирующего лака - на водной основе и кракелюрного лака - на водной основе .

Перед работой данной кракелюрной парой необходимо хорошо прогрунтовать пористые поверхности акриловым лаком .

Патинирующий лак Maimeri (арт. M5920753 ) наносится мягкой веерной кистью равномерно по всей поверхности и оставляется на просушку в течение 45 минут (состав полностью не высыхает, остается липким).
Наносим 2 шаг Кракелюрный лак (M5920754 ). Обязательно необходимо проследить, чтобы второй шаг полностью покрыл первый шаг, иначе при затирке останутся пятна. Оставляем сушить до появления трещин.
Втираем в трещины сухую натертую пастель (не масляную!), тени для век или другую затирку, сушим - лучше оставить на несколько часов (на ночь). Затем аккуратно смываем под душем водой комнатной температуры верхний шаг лака, не дотрагиваясь до поверхности руками. Струя воды сразу начинает смывать верхний слой лака, обнажая нижний слой с сеткой красивых цветных трещинок-кракелюров.
Секрет в том, что пигмент проник сквозь трещинки верхнего слоя лака (кракелюрного) и приклеился к нижнему слою лака (патинирующему).
После просушки поверхности на воздухе (не полотенцем!) мы имеем липкий нижний слой лака, который срочно нужно зафиксировать, потому что, пока на декорируемой поверхности могут легко остаться следы от пальцев, ворсинки и прочее.

Для защиты поверхности можно нанести, например, несколько слоёв прозрачного отделочного лака на водной основе №668. Либо можно использовать любой акриловый лак .
Наносить лак нужно мягкой кисточкой, как и при нанесении шагов.

Патинирующий лак M59200753 прозрачный, поэтому на предметах не образуется эффекта желтизны.

Первый шаг лака лучше наносить слоем средней толщины, не тонко и не жирно. Второй аналогично. Если же второй шаг будет очень тонким, то трещинки будут очень маленькими. Второй шаг лучше нанести кистью, а затем пройтись по всему слою подушечкой пальца и разровнять бороздки от кисти.
Наносить оба шага надо быстро, иначе можно свезти слой.

Наносить оба шага лака нужно сухой кистью. После окончания работы кисти следует сразу же промыть.

Объем - две емкости по 125 г.
Цена - примерно 650 руб. за обе баночки.

Двухшаговый лак IDIGO - фирма IDIGO (Италия)


У этой пары не надо смывать второй шаг акриловым лаком .

Способ использования: На чистую сухую поверхность нанести лак для кракелюра 1 (Cracle varnish 1) и дать нанесенному слою высохнуть в течение 10-15 минут.
После этого нужно нанести лак для кракелюра 2 (Cracle varnish 2) и снова в течение некоторого времени оставить изделие для сушки.

Внимание! Чем тоньше будет слой лака для кракелюра 2 (Cracle varnish 2) и чем дольше сохнет этот слой, тем мельче, чаще и тоньше получатся трещинки на декорируемой поверхности. Если же в результате вы хотите получить крупные трещины, то слой нанесенного лака для кракелюра 2 должен быть густым и толстым.
Для ускорения времени сушки лака возможно использование фена. В этом случае вы также получите более мелкие и тонкие трещины.

Достоинства: быстро образует трещины, подойдет для начинающих, приятно пахнет, приятный в использовании, экономно расходуется.

Важные нюансы: Не дать пересохнуть первому шагу! Иначе трещины вообще не получатся. Не пропустить при нанесении 2-го шага ни миллиметра поверхности, иначе будут некрасивые пятна после затирки. Наносить шаги лучше всего веерной кистью или пальцем, так трещинки получаются красивее. Слои делать не толстые. Можно сушить 2 шаг феном.

Из отзыва:
Трещинки получаются ВСЕГДА. Их размер и количество зависят от толщины слоев лака, направлений нанесения и способа (кистью или губкой). Несколько раз трещинки получались совсем маленькими, почти неразличимыми, но в большинстве случаев - именно то, что нужно. Самый большой плюс этой кракелюрной пары - очень быстрое высыхание первого слоя (всего 10-15 минут). После чего сразу можно наносить второй шаг и буквально через полчаса (можно и быстрее, если сушить на батарее или феном) уже получить трещинки, затереть их и нанести лак.

Разумеется, поскольку оба этих лака прозрачные (бесцветные), трещинки обязательно нужно чем-то проявить (затереть). Я использовала для этого масляную краску, пастель, битумный лак, сухие тени для век и много чего еще. Но больше всего мне нравится затирать их акриловой краской. Делаю я это небольшим кусочком губки и потом ею же стираю излишек краски с лакированной поверхности.

Затирку можно делать любыми средствами. А можно битумным лаком ТАИР - намазать его кисточкой на всю поверхность, дать постоять 30 минут, затем смоченной в скипидаре тряпочкой протереть поверхность. Получится старинный винтажный вид поверхности.

Объем - две емкости по 100 г.
Цена - примерно 340 руб. за обе баночки.

Двухшаговый кракелюрный лак Stamperia CRACKLE Sottile - фирма Stamperia (Италия)

Характеристики и способ применения:
Лак двухшаговый кракелюрный для создания мелких трещин.

Step-1 - основа для создания трещин,
Step-2 - кракелюрный растрескивающий лак.

Способ применения:
1 - Полностью готовое, высушенное изделие покрываем первым компонентом (step1). Слой должен быть достаточно толстым. Лучше препарат вылить прямо на поверхность и растянуть широкой плоской кистью в боковые стороны в двух направлениях (влево - вправо) и равномерно, чтобы не было видно следов от кисти. Ждем около 30-60 минут, пока слой подсохнет, но окончательно не высохнет. Пересушивание первого слоя может привести к тому, что трещины получатся очень маленькими, либо не получатся вообще.

2 - С помощью чистой, плоской и сухой кисти покрываем вторым компонентом (step2). Слой должен быть снова довольно толстым и ровным - подтеков быть не должно. Количество лака не надо жалеть, т.к. от него зависит величина получаемых трещин. Обычно второй подсыхает за 1-1,5 часа, но полного высыхания следует ожидать не менее 2-суток. Лучше оставить изделие на 1-2 дня, прикрыв чем-то от попадания пыли.

В готовые трещины необходимо втереть пудру для выявления трещин Porporina, либо иные альтернативные варианты (порошковая краска, сухая пастель, масляная краска и прочее). Покрываем изделие финишным синтетическим лаком.

Цена - примерно 460 руб. за обе баночки.

Двухшаговый кракелюрный лак ARS Hobby (крупный) - фирма ARS Hobby (Россия)

Это мой САМЫЙ любимый лак на сегодняшний день! Никогда еще не было с ним проблем! Трещинки получаются маленькие или большие (в зависимости от толщины слоя шагов), но они получаются всегда.

У этой пары не надо смывать второй шаг . Покрывать сверху его можно водным акриловым лаком .

Двухшаговый прозрачный лак на водной основе для создания эффекта растрескивания.

Способ применения:
1. Поверхность предварительно покрыть слоем акрилового лака и высушить его.
2. Нанести на поверхность "Шаг 1" и дать высохнуть примерно 20-30 минут (на баночке написано 2-3 часа - в этом нет необходимости) при комнатной температуре. Проверить готовность "на отлип". После высыхания "Шаг 1" станет абсолютно прозрачным и блестящим, но останется липким.
3. Нанести "Шаг 2" и подождать 1-3 часа для полного проявления трещин. Можно ускорить феном.
4. Трещины затереть пигментом или другими средствами, какие есть в наличии. Наносим пигмент с помощью ватного диска круговыми движениями. Тщательно втираем пигмент в трещинки. Затем удаляем излишки слегка влажной тряпочкой.
5. Поверхность покрыть акриловым лаком.

Лак очень экономичный, хватает надолго.

Чем тоньше слои шагов, тем мельче будут трещинки. Наносить лаки можно веерной синтетической кисточкой, или пальцем - налить небольшую лужицу и сразу распределить подушечкой пальца лак по поверхности - так трещинки получаются красивее, не такие "квадратные", как можно сделать кистью.

Первый шаг очень липкий - после него надо сразу же хорошо промыть кисточку (теплой водой с мылом или уайт-спиритом), второй шаг смывается с кисточки очень легко.

Это прекрасная кракелюрная пара для начинающих декупажниц! Я рекомендую его!

Объем - две емкости по 120 г.
Цена - примерно 390 руб. за обе баночки.

Существуют и другие двухшаговые кракелюрные лаки. Я лишь постаралась собрать те, которые наиболее часто используются, и которые реальнее всего можно купить в магазинах.
Если вы пользовались какими-то другими лаками, которых нет в списке, напишите, пожалуйста, название лака и дайте ваш отзыв о работе с ним. Хочется собрать побольше полезной информации и опыта.

Доброго всем времени! Этот мастер-класс делала, чтобы помочь одной мастерице в освоении пары шеллак- гуммиарабик. Думаю, что он пригодится начинающим мастерам, а знающие люди не закидают меня гнилыми помидорами.

Нам потребуется: кракелюрная пара шеллак- гуммиарабик, средства для затирки трещин (ниже будет ясно-какие) , лак акриловый (аква), НЕводный лак.

Перед нанесением кракелюра покройте приклеенный мотив как минимум 2-мя слоями акрилового лака. Это защитит картинку, если кракле не получится, а также выровняет поверхность. Нам нужны плоская синтетическая кисть для шеллака, желательно круглая мягкая кисть для гуммиарабика, рюмашка спирта (или водки) для отмывания кисти от шеллака.

Я наношу равномерно тонким слоем шеллак первый слой. Даю просохнуть мин.5-7, лучше подождать подольше, чтобы подлежащий слой хорошо схватился.

На правой верхней тарелке видно желтое пятно: этот ляпсус оттого, что нижний слой не просох, начала наносить второй и он потащил за собой первый. Я пронумеровала тарелки, чтобы было понятно, насколько зависит величина трещин от количества слоев. На первой-1 слой, на второй -2, на третьей-3.

Когда последний слой слегка подсохнет, не будет размазываться, но будет немного прилипать к пальцу, обильно наносим гуммиарабик.

Немного помассируем его пальцами, чувствуя сцепление с нижним слоем. На вертикальных поверхностях это делать обязательно, чтобы не образовались подтеки. Оставляем сушиться минимум часа на 3-4, а лучше на ночь.

Этап второй- затирка трещин. Здесь несколько вариантов.
ПЕРВЫЙ. Сухую пастель натереть ножом.

Немного разлохматить ватную палочку, и ей натереть поверхность.

10.

Излишки пастели снимаю ватным диском.

11.
12.

Ничего НЕ СМЫВАЯ зафиксировать пастель в трещинах НЕВОДНЫМ лаком, мне больше нравится автомобильный аэрозоль, хотя можно и цапоном, и алкидным (только ждать высыхания придется дольше)

13.

ВТОРОЙ вариант
Сухие пигменты (на втором фото вверху слева). Бронзовая пудра, пигменты металлик и т.д. действуем также, как и с пастелью.

14.
15.
16.

Готовый результат.

17.

ТРЕТИЙ вариант
Я использую строительный битумный лак (0,5 л- 26 руб.) Он разводится по необходимости уайт-спиритом, им же и оттирается с рук и при необходимости смыть кракле. Специализированные битумы можно использовать только НЕ ВОДНЫЕ.

18.

Ватным диском намазываю битум, даю высохнуть.

Кракелюр – это искусственное состаривание поверхности. Относится к смешанным техникам, то есть он может использоваться как в сочетании с другими методами оформлениями, так и самостоятельно. Он применяется при оформлении мебели, создании декоративных предметов интерьера, украшений и так далее. Освоить эту технику не так сложно, как кажется – главное, соблюдать инструкцию по использованию и знать особенности видов кракелюрных лаков.

Разновидности

Современные производители предлагают 2 вида – одношаговый кракелюр и двухшаговый. Первый из них хорошо подходит для начинающих мастеров благодаря простоте нанесения. Поверхность, обработанная таким лаком, напоминает растрескавшуюся от времени эмаль. Из-под поверхности лака проглядывает слой акриловой краски – основа.

Двухшаговый кракелюрный лак сложнее в использовании, но зато и эффект он дает другой – более красивый, эстетичный, натуральный. Благодаря тому, что в этом случае трескается сам лак, он не перекрывает предыдущий слой (например, какую-то картинку, изображение), и его можно применять для отделки самых разных поверхностей.


В декупаже используются оба вида. Все зависит от степени мастерства декоратора, его умения работать с этим материалом. Кракелюр не отличается повышенной сложностью, но все же требует определенных навыков.

При этом вид лака не играет особо важной роли. Кто-то считает более сложным двухшаговый кракелюр, для кого-то работа с одношаговым представляет трудности.


Как наносить?

Как и в случае с любыми другими декоративными средствами, работа с кракелюром требует соблюдения некоторых правил, касающихся подготовки поверхности и последовательности нанесения слоев. Для каждого вида лака они свои.

Одношаговый

Так, для того чтобы правильно пользоваться одношаговым кракелюром, необходимо придерживаться нужной последовательности.

  1. Загрунтовать декорируемую поверхность.
  2. После того как грунтовка высохнет – нанести слой акриловой краски (основу).
  3. Окрашенная поверхность покрывается лаком (1 слой).
  4. Пока лак не окончательно высох – нанести второй слой краски.
  5. Сверху можно нанести салфетку с нужным рисунком. Для этого отделить два нижних слоя, верхний – с картинкой – уложить на файл. Затем промазать клеем, приложить к поверхности, разгладить. В конце аккуратно убрать файл так, чтобы картинка осталась невредимой.
  6. Финальный этап – нанесение простого лака, например, акрилового. Он может быть матовым, глянцевым, прозрачным – любым, в зависимости от предпочтений мастера.

Если последовательность использования этого вида кракелюра изобразить в виде схемы, получится своеобразный «пирог» – грунтовка, краска, лак, краска, картинка, акриловый лак.





Двухшаговый

Использование двухшагового вида потребует больше времени и усилий.

  1. В первую очередь декорируемую поверхность нужно покрыть шеллаком в 2-3 слоя. Каждый последующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий.
  2. Следующий шаг – нанесение собственно кракелюра.
  3. Как только лак высохнет, трещины нужно затереть. Для этого используется масляная краска, пастель или что-либо другое.
  4. Далее наносится изображение.
  5. Напоследок вся поверхность покрывается слоем шеллака для закрепления результата.

Чем хорош именно двухшаговый кракелюр, так это тем, что его можно наносить на заранее подготовленное, приклеенное изображение. Он создаст эффект старинности, не перекрывая самой картинки.

При этом необходимо, чтобы заготовка, на которую будет наноситься кракелюр, была полностью готовой, с нанесенным и залакированным (в несколько слоев) рисунком.





В набор для двухфазного кракелюра входит 2 средства – первый и второй слой. Наносятся они поочередно.

Но прежде чем приступать к нанесению второго состава, нужно немного подсушить слой первого средства.

После того как оба состава высохнут, и появятся трещинки – можно приступать к следующим стадиям работы.


Нанесение краски тоже требует соблюдения определенных правил. Не нужно наносить краску 2 раза на одно и то же место – может получиться неравномерное покрытие.

Кроме того, важно, чтобы второй слой краски с первого раза лег ровно, полностью закрывая первый. Это нужно для того, чтобы в результате получилось равномерное, красивое покрытие, без «проплешин» и смешивания слоев.

Нужно обратить внимание и на консистенцию краски – она должна быть не очень жидкой, но и не густой.


Чтобы трещины получились тонкими и длинными – краску наносят тонким слоем при помощи кисточки. Мелкие, напоминающие чешую трещинки получаются при нанесении краски губкой. Вообще, на то, как именно растрескается лак, влияет ряд факторов:

  1. собственно состав кракелюра;
  2. насколько толстым слоем наносится лак;
  3. как хорошо он просох;
  4. густота краски, толщина и нанесение первого слоя тоже имеет значение.

Важно правильно выбрать тип краски. Некоторые из них – например, металлик – не трескаются, вообще. Да и в целом составы с очень высокой плотностью довольно сложно «заставить» потрескаться.



Просушивать изделие нужно в естественных условиях в помещениях с низкой или средней влажностью.

Кроме того, целесообразно вести своеобразный «дневник», куда записываются следующие показатели:

  1. какой толщиной и во сколько слоев наносится первый слой;
  2. сколько времени занимает просушка лака;
  3. в каких условиях она проходит;
  4. какой именно кракелюрный лак использовался;
  5. полученный результат.

Эти записи позволят не только подобрать оптимальный состав кракелюра и условия работы, но и помогут в дальнейшем получать требуемый результат – просто «играя» с толщиной слоев, временем просушки и другими характеристиками.


Мастер-класс для начинающих

Чтобы лучше понять принцип работы с кракелюром, нужно применить его на практике. В этом хорошо поможет мастер-класс по созданию стаканчика для кисточек и карандашей. Кроме кракелюра, здесь используется декупаж по дереву – это работа в смешанной технике. Она наглядно показывает, как и в какой последовательности нужно использовать кракелюрный лак.

  • Итак, прежде всего поверхность стаканчика ошкуривается и грунтуется в 1-2 слоя. При нанесении грунта используется плоская синтетическая кисточка. Каждому слою нужно дать просохнуть в течение получаса.


А еще я покажу, как у меня не очень хорошо вышло вживление, а точнее как ужасно это получилось и почему. Не всегда же выходит все гладко как по маслу, бывают и такие случаи, когда что-то не получается. Вот собственно моя история.

Идея декора

Жила у меня такая заготовка-шкатулка фолиант. Однажды родилась идея и была она такова.

Основание шкатулки покрасить в тепло-коричневый цвет, а на верхней части, т. е на крышке сделать вживление в дерево. Картинка у меня была на белом фоне с красивой лошадкой, и думаю, если бы у меня получилось осуществить свою идею, то было бы ощущение, что лошадка нарисована на деревянной поверхности. Эх, смотрим что получилось.

Для имитации листов книги, я провела обжиг газовой горелкой и технику браширование. Верхнюю часть заклеила молярным скотчем, чтобы не испачкать, пока буду тонировать нижнюю часть.

Прокрашиваю основание, включая брашированную часть шкатулки.

После просушки ошкуриваю. Получился вот такой красивый благородный цвет.

Декупаж

Перед вживлением картинки, как правило, необходимо подготовим поверхность.

В этом случае ее покрываю 2-3 слоями акрилового лака и шлифую наждачной бумагой №800-1000.

Наклеиваю распечатку методом вживления.

Подробно как это сделать правильно можно подглядеть .

Вот какая бяка получилась на этой работе.

Сняв полностью бумажный слой и покрыв влажную поверхность акриловым лаком, картинка все равно осталась мутной, словно покрытая белой пеленой. Бумажного слоя на ней точно нет.

Ошибкой было то, что здесь я применила фотобумагу. Какую именно я уже сейчас не помню, но с ней я больше не экспериментирую. Для вживления картинки применяю только распечатки на офисной бумаге. Как выбрать принтер для декупажницы Марат очень подробно описал в этой статье .

Выход из ситуации был таков. Ошкурив всю поверхность и покрыв акриловым грунтом, наклеила истонченную распечатку.

Края обжигаю газовой горелкой и покрываю 2 тонкими слоями акрилового лака.

Двухшаговый кракелюр

1 шаг. Лак патинирующий (№678) на основе органических растворителей темно-желтого цвета. Наносится кистью.

Часто водить по лаку не нужно. От частых мазков кистью лак не успеет растечься и начнет подсыхать полосами. Если он загустел, можно добавить в него чуть-чуть уайт спирита и очень хорошо перемешать. Сушиться 1 шаг до липкости (от 1 до 3 ч.).

Т. е это, то состояние лака, когда он еще липкий, но при этом он не пачкает пальцы. Или, грубо говоря, то состояние, когда по лаку “можно пробежаться мокрыми ногами” и не оставить следов. Нет, нет бегать по лаку не нужно, просто тронем в каком-нибудь уголочке пальцем и посмотрим, остается ли на пальце состав. Если нет, но поверхность липкая — это тот самый момент, когда нужно наносить второй шаг.

2 шаг. Кракелюрный лак(№688) –состав на водной основе светло желтого цвета.

Наношу его сначала кистью, а затем втираю в поверхность пальцами до того момента, когда пальцы уже перестают скользить по поверхности.

Оставляю до полного высыхания и проявления трещин. Феном не сушить, получите мелкую сеточку.

Я сушу работу в ванной. Там нет сквозняков и влажно.

В трещинки втираю масляную краску, но можно их проявлять и сухим пигментом (пастель, тени, пигментный порошок).

Как смыть второй шаг? Держим работу под струей воды комнатной температуры. Вы заметите как желтизна будет немного исчезать, но не полностью, т.к первый шаг тоже не много желтит.

Пальцами помогать ни в коем случае нельзя. Задев масляную краску, получите очень грязную работу.

Вот такие выразительные трещинки получились.

После полной просушки покрываю алкидным матовым лаком.

Края немного запатинировала битумным лаком. Внутри обшила шкатулку бежевой бархатной тканью и получилась вот такая “старинная” вещь.

Пусть мой опыт с вживлением картинки поможет начинающим декупажницам избежать ту ошибку, которую совершила я и пусть у вас получатся самые красивые трещинки на ваших работах. Буду рада вашим комментариям. До скорой встречи, пока, пока!