Проблемы защиты окружающей среды химия. Эволюция химии - ближайшие перспектиы

Введение

Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей среды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в , проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе.

Химия биосферы

Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический синтез. Его основные стадии. Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические последствия, вызванные этими нарушениями.

Демонстрация

Схемы круговорота в природе углерода, серы, .

Химия атмосферы

Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона.

Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог. Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Эстонии. Охрана атмосферы.

Демонстрация Круговорот кислорода в природе.

Химия гидросферы

Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов.

Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы Проблемы загрязнения вод Эстонии

Практические работы

1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность и т. д.

2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.

3. Определение общего содержания примесей.

Химия литосферы

Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние природных ресурсов Эстонии. Проблема рециркуляции элементов в земной коре.

Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки.

Проблемы переработки мусора.

Демонстрация

Минералы и горные породы.

Практические работы

1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.

2.Определение кислотности почв.

Хемосфера

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды

Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.

Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями

Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, . Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм.

Практические работы

1. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты.

2. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты.

Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения: улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.

ХИМИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Программа элективного курса по выбору учащихся 11 классов

Богданова Альфия Асадулловна, учитель химии второй квалификационной категории МАОУ «СОШ № 50»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

Целью экологизации химии в школе является получение знаний и воспитание учащихся в направлении удовлетворения потребностей человека при минимальном нарушении природных взаимосвязей и взаимодействий. Каждое поколение должно уметь решать собственные задачи, сохраняя имеющиеся ресурсы для последующего поколения.

Лучшим средством для решения этих задач является программа краеведения. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс включает характеристику основных объектов природы, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Краеведение вовлекает учащихся самостоятельно в исследовательскую работу, раскрывает перед ними своеобразие родного края, красоту его природы и воспитывает любовь к нему. Краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы, сильнее связывают школу с жителями окружающей территории.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является накопление тяжелых металлов появляющихся путем сжигания топлива. В золе оставшейся после сжигания одной тонны каменного угля в среднем содержится 200г цинка, 300г кобальта,700г никеля, 400г урана, 100г свинца; в золе нефти обнаруживается до 65% ванадия, ртуть, мышьяк.

Городской транспорт так же представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота NO(II ), NO 2 ( IV ) , угарный газ СО(II ) , углеводороды.

Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес к естественно-научным дисциплинам в целях организации предпрофильной подготовки. Знания и умения, полученные на занятиях курса, помогут в выборе профессии, поступлению в ВУЗы на факультеты химической технологии.

Задачи:

    углубление, расширение знаний учащихся о составе, строении, свойствах веществ, их взаимодействиях на окружающую среду;

    раскрытие механизмов биогеохимических процессов в природном круговороте элементов;

    формирование умений самостоятельно получать знания;

    совершенствование экспериментальных умений;

    привлечение учащихся к исследовательской работе по изучению экологических проблем.

Содержательные элементы: освоение понятий и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач, проблем.

Технология обучения: игровые технологии.

Методы обучения:

    репродуктивный

    практический

    наглядно-иллюстративный

    самостоятельные работы

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы организации обучения: беседы, деловые игры, практические занятия, семинары.

Критерии оценок ожидаемых результатов: защита творческих работ.

Отслеживание динамики интереса: анкеты, тесты, ответы на вопросы.

Формы отчетности для учащихся: защита рефератов, творческих работ на научно-практической конференции.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

После изучения элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» учащиеся должны:

знать о химических проблемах окружающей среды, мониторинг состояния окружающей среды, классификация загрязнений, стандарты качества окружающей среды, виды и методы очистки веществ; эколого-химические аспекты энергетики, экологический мониторинг воздуха; технологию очистки воды, рациональное использование и охрану водных ресурсов.

уметь проводить опыты; определять загрязнение воздуха по снежному покрову методом лихеноиндикации; анализировать результаты наблюдаемых опытов; высказывать предложения о возможных результатах эксперимента, определять рН раствора, обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, оформлять результаты наблюдений и опытов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа).

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе производства «окружающая среда». Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Тема №1. Загрязнители и их источники (5 часов).

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование: учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды. Стационарные и нестационарные источники. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Тема №2. Эколого-химические аспекты энергетики (6 часов).

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья.

Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития.

Автомобильный транспорт и экологические проблемы.

Электромобиль: имеет ли он будущее.

Тема №3. Воздух и его охрана (6 часов).

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, свинец, ртуть)

Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог.

Загрязнение атмосферы. Радиационное загрязнение. Электромагнитное загрязнение бытовым мусором Проблема промышленных отходов.

Способы очистки газообразных выбросов. Экологическое нормирование качества окружающей среды. Экологический мониторинг воздуха. Охрана атмосферы. Региональные программы по охране атмосферы.

Практическая работа №1.

«Определение загрязнений воздуха по почвенному покрову»

Практическая работа №2.

«Определение загрязнений воздуха методом учета транспортных средств»

Практическая работа №3.

«Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикации)»

Тема №4. Вода и ее охрана (9 часов).

Распределение воды на земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе.

Состав воды. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода.

Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором). Методы обработки воды.

Практическая работа №4.

«Определение рН воды при помощи индикаторов»

Экскурсия на тему : «Очистные сооружения города».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Названия тем

Кол-во часов

В том числе

Формы

организации

Лекции

Экскур-сия

Прак-тика

Введение

Урок-лекция, беседа, дискуссии.

Загрязнители и их источники

Урок-лекция, урок-семинар, дискуссии.

Эколого-химические аспекты энергетики

Урок-семинар, урок-лекция, дискуссии.

Воздух и его охрана

Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, дискуссии.

Вода и ее охрана

Урок-лекция, беседа, дискуссия, урок-семинар, урок-практикум, экскурсия.

Подготовка рефератов, научно-исследовательских работ

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2013

Естественные науки (от 14 до 17 лет)

Научно-исследовательская работа на тему:

«Химия и экологические проблемы

окружающей среды»

Выполнила: Коннычева Наталья 17 лет

ученица 11 класса

МОБУ «НСОШ№1»

п. Новосергиевка Оренбургской области

Введение………………………………………………………………………………………………… 3 стр.

Химия и экологические проблемы окружающей среды …………......................5 стр.

1. Антропогенные загрязнения. Виды загрязнителей и степень их

воздействия на окружающую среду……………………………………………………. ....5 стр.

1.1. Химическое производство и энергетика………………..................................5 стр.

2. Химико-экологические проблемы и охрана окружающей среды...........7 стр.

2.1. Химико-экологические проблемы и охрана атмосферы……………...7 стр.

2.2. Химико-экологические проблемы и охрана стратосферы.....….........11 стр.

2.3. Химико-экологические проблемы и охрана гидросферы и

литосферы…………………………………………………………………...12 стр.

2.4. Вредное влияние окружающей среды на здоровье человека…………………. .13 стр.

Заключение……...…………………………………………………………..17 стр.

Список использованной литературы …………………………………….. 18 стр.

Приложения.......................……………………………………………….....19 стр.

Введение

В настоящее время, в период после перехода России к рыночной экономике, природопользование в целом и охрана окружающей среды, в частности, находятся в глубоком кризисе.

Научно-технический прогресс, социальные и экономические регалии, химическая и экологическая безграмотность значительной части населения, и потребительское отношение к природе привели к тому, что равновесие между природой и обществом оказалось нарушенным. В настоящее время в эпоху глобального экологического кризиса проявлениями этого служат: опасное загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, исчезновение многих видов растений и животных, ухудшение здоровья и распространение опасных заболеваний среди людей. Глобальные экологические проблемы – это истощение озонового слоя, усиление парникового эффекта и связанное с ним потепление климата Земли. Стали более интенсивными губительные для жизни кислотные дожди, деградация плодоносных земель, белковый голод и дефицит энергетических ресурсов. Все эти и другие проблемы, жизненно важные для человека и биосферы, возникли при активной, но неразумной хозяйственной деятельности самого человека, нарушавшей равновесие в природе. Однако эти проблемы ещё потенциально разрешимы при условии сознательного отношения человека к природе. Проблема равновесия между природой и обществом оказалась интересной и актуальной для меня и моих одноклассников. В ходе анкетирования (23 человека) на вопрос: «Что вы знаете о химико-экологических проблемах окружающей среды?» положительный ответ был получен от 10 человек. На вопрос: «Влияют ли экологические факторы на здоровье человека?» - получены единогласные ответы. Поэтому мы решили собрать необходимую информацию, выполнить исследовательскую работу на тему: «Химия и экологические проблемы окружающей среды».

Изучая литературу, я пришла к выводу, что знания людей в этой области довольно обширны. Но, несмотря на большое количество информации, многие вопросы нам предстоит разработать детально. Отсюда вытекает несколько противоречий:

Между необходимостью теоретических знаний в этой области и их недостаточностью;

Между необходимостью навыков исследовательской деятельности и их отсутствием;

Между потребностью владеть экологическими знаниями и отсутствием экологической культуры.

Актуальность нашего исследования определяется его научным значением, связанным с химико-экологическими проблемами и охраной окружающей среды, антропогенными загрязнениями, личностно-значимыми мотивами, прикладным значением, связанным с разработкой и реализацией методов определения предельно допустимых концентраций веществ в воде, продуктах растениеводства.

Цель моей исследовательской работы: исследование химико- экологические проблем и основных направлений защиты окружающей среды, влияния загрязнений на здоровье человека.

Объект исследования: химико-экологические проблемы окружающей среды.

Предмет исследования: антропогенные загрязнения, степень их воздействия на окружающую среду.

В соответствии с целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза: «Если знать, как антропогенные загрязнения влияют на природу, то можно разумно обезопасить себя от содержания и накопления их в окружающей среде».

Адекватно цели, объекту и предмету исследования были сформулированы основные задачи исследования:

– Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.

– Выяснить влияние антропогенных загрязнений на растения и организм человека.

– Определить меры, способствующие охране окружающей среды.

– Создать буклеты на тему: «Химия и экологические проблемы окружающей среды».

Этапы работы:

1. Изучение литературы по проблеме.

2. Исследование влияния антропогенных загрязнений на окружающую среду.

В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы:

1. Теоретический (анализ и синтез данных литературы по проблеме исследования).

2. Эмпирический (анкетирование, наблюдение, беседа).

3. Метод качественного и количественного анализа экспериментальных данных (статистическая обработка результатов).

4. Экспериментальный (проведены химические эксперименты).

5. Практический (выпущены буклеты).

Химия и экологические проблемы окружающей среды

1. Антропогенные загрязнения . Виды загрязнителей и степень их воздействия на окружающую среду

Большой вред окружающей среде наносит воздействие различных загрязнений. По своей породе загрязнения делятся на физические, химические, биологические. В зависимости от источников загрязнений они могут быть естественными и антропогенными, вызванные человеческой деятельностью в окружающей среде. Степень их воздействия на живые организмы зависит от токсичности и устойчивости загрязнителей.

    Физические загрязнения: электромагнитные, радиоактивные, шумовые, тепловые.

    Химические загрязнения: отходы и выбросы химических производств, бытовые отходы, вещества – загрязнители (поллютанты) и др.

    Биологические загрязнения: загрязнение окружающей среды живыми организмами (бактериями, микробами, насекомыми, растениями и др.) и продуктами их жизнедеятельности, сельскохозяйственные отходы.

    Естественные загрязнения вызываются природными процессами (стихийные бедствия, естественные экологические процессы – выветривание горных пород, геохимические круговороты веществ и др.)

    Антропогенные загрязнения – это результат хозяйственной жизнедеятельности: энергетика, транспорт, химическое, нефтеперерабатывающее и другое производство, сельское хозяйство, коммунально–бытовые комплексы, потребительское отношение людей к природе и т.д.

Основной причиной загрязнения окружающей среды является антропологический фактор – активная, но не всегда целесообразная деятельность человека. В настоящее время в процесс производства вовлечена практически вся биосфера. Параллельно с научно – техническим прогрессом

возрастает интенсивное использование полезных ископаемых (лесов, угля, нефти, газа, воды, полезных ископаемых и др.). При этом нерациональное природопользование ведёт к загрязнению окружающей среды, истощению ресурсов, эрозии почвы.

      Химическое производство и энергетика

Окружающую среду активно загрязняют отходы, выбросы и продукты химических производств.

Существуют разные источники химических загрязнителей окружающей среды: источники металлических токсикантов (Hg, Pb, и др.) и неметаллических загрязнителей воздуха (NO2 и другие оксиды азота, SO2, H3S и прочие вещества), выбрасываемые сернокислотными и металлургическими заводами, процессы сжигания природного газа и т.д. К загрязнителям окружающей среды относятся многие продукты химических производств: хлорорганические соединения (ДДТ и др.), фосфорорганические (карбофос, хлорофос и др.), активные вещества, фенол, неорганические соединения ртути. Причины производственного загрязнения окружающей среды состоят в том, что ряд химических производств использует уже морально устаревшие технологии. В их работе не всегда соблюдаются допустимые технологические режимы и предельно допустимые концентрации выбросов, неэффективно работают очистительные сооружения. Часто непродуманным нерентабельным является размещение производств и использование сырья и энергии. Главным источником разрушительных для природы процессов – экстенсивный путь развития производств, технократическое мышление людей.

Экологические проблемы, обусловленные химическими производствами можно разделить на три группы:

Загрязнение окружающей среды из-за несовершенства технологий и оборудования, несоблюдение режимов химико-технологических процессов и связанных с этим отходов, аварий, выбросов;

Загрязняющее воздействие продуктов производства при их транспортировке и производственном и бытовом использовании;

Проблема утилизация промышленных и бытовых отходов.

Вместе с тем, важно обратить внимание на то, что химическая природа возникновения многих экологических проблем, широкое участие химии в разных областях жизни часто делают её в глазах людей главной виновницей загрязнения окружающей среды и ухудшения здоровья населения, вызывая боязнь ко всему химическому (хемофобию) и убежденность многих людей, что химия – основной источник экологических бед.

Обвиняя химию и химические производства, и их продукты в загрязнении окружающей среды, люди забывают о двойственной роли химии и химической промышленности. С одной стороны, химические производства загрязняют окружающую среду своими отходами, выбросами, опасными продуктами производства. С другой стороны, наука и химическая промышленность, используя уникальную возможность синтезировать вещества, не существующие в природе, создают средства защиты окружающей среды и здоровья человека, средства утилизации отходов. Решается проблема вторичной переработки бытовых отходов, замены опасных, но важных (для промышленности, медицины, сельского хозяйства и других отраслей) веществ более безопасными.

Атомная энергетика загрязняет окружающую среду радиоактивными изотопами (радионуклидами), являющимися источником опасного для человека ионизирующего излучения. При этом нормально работающие АЭС дают добавку к общему радиационному фону лишь 0, 01%, в то время как теплоэнергетика даёт основную массу загрязнителей и является экологически более неблагополучной. Ещё более чистыми являются аккумуляторы солнечной энергии и ветровые микроэлектростанции, но они не могут удовлетворить потребности в электроэнергии.

    Химико-экологические проблемы и охрана окружающей среды

Мы живём в биосфере Земли. Биосфера – особая оболочка Земли, представляющая собой совокупность живых организмов, её образующих. Она связана с атмосферой, гидросферой и литосферой. Эту взаимосвязь живой и неживой природы, биогеохимическое содержание установил великий учёный В.И. Вернадский.

Биосфера – это среда обитания, распространения и взаимодействий живых существ с неживой природой и между собой.

Основную роль на этих поверхностях раздела и в самой биосфере играют химические элементы: H, C, N, O, S, P, F, Cl, Al, Si. Первые пять элементов органогены.

Биосфера не только среда, но и продукт жизни. Это подтверждает взаимосвязь живого и неживого в биосфере. Рассмотрение экологических проблем требует интеграции научных знаний химии и биологии, геофизики, географии, социологии и других научных дисциплин.

Химия не остаётся безучастной к биосфере. Продуктами химических производств и другой антропогенной деятельности загрязняются и очищаются разные её компоненты (атмосфера, литосфера и гидросфера). Большое влияние на их химическое загрязнение оказывает и природное явление, в том числе и круговорот веществ в природе. (Приложение 1).

      Химико-экологические проблемы и охрана атмосферы

Атмосфера – это газовая оболочка, окружающая землю, «легкие» нашей планеты. Её нижний слой (до высоты 8 – 12 км.), где в основном формируется климат земли, называется тропосферой. Мы живём на дне воздушного океана в тропосфере. Воздух – это многокомпонентная система.

Постоянные компоненты воздуха – азот (78,1%), кислород (20,9%), аргон (0,93%), а также CO2 (0, 03%) и некоторые другие газы.

К переменным компонентам воздуха относятся: водяной пар, следы некоторых атмосферных веществ (озон, вещество биологического и геохимического происхождения, токсичные и ядовитые вещества – продукты антропогенного происхождения). Водяной пар является важной составляющей воздуха. Распределение пара в приземном слое воздуха зависит от времени года, климата, высоты и географического положения местности.

Атмосфера способна к самоочищению и самовосстановлению. Вещества, поступающие в атмосферу естественным путём (продукты жизнедеятельности бактерий и водорослей, вулканические извержения и др.) выводятся из неё благодаря динамическому равновесию в биосфере. Газообразные промышленные и другие антропогенные выбросы, приводящие к сверхнормативному поступлению в атмосферу газов, ведут к нарушению динамического равновесия, к возникновению экологических проблем.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются:

    производства по выработке электроэнергии и ТЭЦ, основанные на сжигании угля, природного газа, нефти.

    производства неорганических веществ и металлургии, промышленный неорганический синтез;

    транспорт;

    коммунально–бытовой сектор (бытовые сбросы, канализация и др.);

    сельское хозяйство.

Ежегодно в атмосферу сбрасывается 2,3 млрд. тонн вредных примесей:

CO (48,5%), оксиды азота NO, NO2 (15%), SO2 (14,9%), твёрдые частицы (13,6%), углеводороды (8%). Доля промышленных выбросов составляет 14%, транспортных – 44%, тепловых – 20%, продуктов сжигания мусора – 5%, отходов сельского хозяйства и других источников – 17%. Следствием указанных загрязнений являются серьёзные экологические проблемы.

Важнейшие экологические проблемы атмосферы: образование смога (токсичного и фотохимического); загрязнение атмосферы токсикантами; кислотные дожди; разрушение озонового слоя; парниковый эффект.

Смог (от латинского smoke – дым, курение, fog – туман) – это совокупность газообразных, жидких и твёрдых компонентов, образующих токсичный аэрозоль (туман, дым) в приземном слое атмосферы.

В зависимости от состава загрязнения токсический и фотохимический смог.

Токсический смог – это смог, вызванный повышенной концентрацией SO2 в атмосфере. Главным источником SO2 являются: ТЭЦ; газовые выбросы металлургических производств; производство целлюлозы сульфитным методом.

Накопление SO2 в воздухе сопровождается образованием серной и сернистой кислот, которые при высокой влажности притягивают к себе частицы сажи и пыли, образуя густой туман, называемый токсичным смогом. Его ещё называют «лондонский смог» в память о трагедии 1952г., когда в Лондоне от него погибли 3200 человек. Токсический смог особенно опасен для людей, страдающих заболеваниями органов дыхания, усиливает заболевание бронхитом. Основной вред окружающей среде наносят процесс окисления SO2 в SO3 и образующиеся из них в атмосфере H3SO4 и H3SO3¸ которые являются причиной выпадения кислотных дождей.

Фотохимический смог – это смесь образуемых посредством окислительно-восстановительных реакций веществ (углеводородов, альдегидов, оксидов азота, кислорода и озона) и вредных выбросов от работы транспортных средств. Взаимодействие этих веществ под действием солнечной радиации ведёт к образованию высокотоксичных соединений, объединяемых общим названием пероксиацилнитраты (ПАН). Они вызывают сильное раздражение дыхательных путей и глаз, так как при контакте с водой образуют различные кислоты и активные радикалы, которые при соприкосновении с живыми тканями повреждают их.

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №2

Сообщение.

Охрана окружающей среды.

Выполнила:

Ученица 11 «Б» класса

Окружающая среда.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов.

Охрана природы.

ОХРАНА ПРИРОДЫ - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в т. ч. видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы.

Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных регионах Земли стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека. С начала 80-х гг. в среднем 1 вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно (под угрозой исчезновения находятся св. 20 тыс. видов). Около 1000 видов птиц и млекопитающих (в основном обитатели тропических лесов, сводимых со скоростью десятки га в минуту) находятся под угрозой вымирания.

Ежегодно сжигается около 1 млрд. т условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни млн. т оксидов азота, серы, углерода (часть из них возвращается в виде кислотных дождей), сажи, золы и пыли. Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками (сотни млрд. т в год), нефтепродуктами (несколько млн. т), минеральными удобрениями (около сотни млн. т) и пестицидами, тяжелыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Появилась опасность нарушения озонового экрана Земли.

Способность биосферы к самоочищению близка к пределу. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в т. ч. человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в т. ч. для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.

Природоохранительные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и др. национальном законодательстве, которое устанавливает ответственность за нарушение природоохранительных норм. В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (напр., в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озерах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде.

Основные вещества, загрязняющие окружающую среду, их источники.

Углекислый газ – сжигание ископаемого топлива.

Оксид углерода – работа двигателей внутреннего сгорания.

Углероды – работа двигателей внутреннего сгорания.

Органические соединения – химическая промышленность, сжигание отходов, сжигание топлива.

Сернистый газ – сжигание ископаемого топлива.

Производные азота – горение.

Радиоактивные вещества – атомные электростанции, ядерные взрывы.

Минеральные соединения – промышленное производство, работа двигателей внутреннего сгорания.

Органические вещества естественные и синтетические – химическая промышленность, сжигание топлива, сжигание отходов, сельское хозяйство (пестициды).

Вывод.

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

Литература.

1. Ромад Ф. Основы прикладной экологии.

2. Толковый словарь.

Все чаще возникает и совсем другая проблема: быстрее и бесследнее растворить или разъять на отдельные простые элементы материалы, ставшие уже ненужными человеку. Некоторые стойкие химические вещества, особенно искусственные полимеры, образованные очень большими молекулами, сохраняются в земле десятки и сотни лет, не разрушаясь. Химики разрабатывают сейчас синтетические ткани, пленки, волокна, пластмассы из созданных в лаборатории полимеров, подобных крахмалу или клетчатке, образуемых в растениях. По окончании срока их полезной службы эти полимеры будут быстро и легко распадаться, не загрязняя окружающую среду. Химия с каждым днем полнее и разнообразнее использует богатства Земли, хотя уже давно пора начать их экономить. Ученым все время необходимо вспоминать предостережение древнеримского философа Сенеки: «Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да и к тому же остается там не только мало, но и самое скверное». Мы должны беречь нашу Землю, мы стольким ей обязаны...

Больше внимания стали обращать ученые и на чистоту воздуха, которым дышит все живое на Земле. Атмосфера Земли - не просто механическая смесь газов. В окружающей Землю газовой оболочке происходят быстрые химические реакции, и некоторые промышленные выбросы в атмосферу могут привести к необратимым и нежелательным изменениям в хрупком балансе разнородных, но очень важных для нас составляющих воздуха. Советский ученый В. Л. Тальрозе справедливо отметил однажды, как ничтожно малы массы веществ, образующих жизненно необходимую растениям, животным и человеку газовую оболочку Земли: «Слой вещества, создающий давление всего в один килограмм на квадратный сантиметр,- вот та среда, в которой мы живем и работаем, которая проводит звуки к нашему уху, пропускает свет Солнца. Десять миллиграммов углекислого газа из каждого килограмма этого вещества, взаимодействуя с солнечным светом, непрерывно поддерживают жизнь на Земле, 300 микрограмм озона защищают эту жизнь от губительного ультрафиолета, миллионная микрограмма электронов создает возможность общаться по радио. Эта среда, которая позволяет нам летать друг к другу, которой мы дышим, наконец, она тоже живет, живет физически: это не только бурный воздушный океан, но и газовый химический реактор». Химики научились создавать новые вещества и даже сумели обогнать Природу, получив материалы, в которых соединилось несоединимое. Сейчас ученые исследуют способность и умение Природы поддерживать мудрое равновесие между противоположными процессами: отнимая у Земли ее минеральные богатства, они стараются сохранить в неприкосновенности чистоту рек, озер, морей, прозрачность воздуха и благоухающий запах трав.