Заявление о ввозе поставщик филиал. Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты

Как платить НДС при импорте из стран - участниц ЕАЭС. Дата определения налоговой базы. Когда сдавать декларацию и документы при импорте из ЕАЭС - читайте в статье.

Вопрос: Организация импортирует товар из Казахстана. Согласно договора цена товара выражена в казахских тенге, а оплата производится в рублях по курсу ЦБ на дату оплаты. Поставка товара осуществляется на условиях 100%-ой предоплаты. Оплата была произведена в марте, товар получен в июне. При заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов какую сумму указывать в качестве налогооблагаемой базы для исчисления суммы ввозного НДС, сумму предоплаты или сумму на дату учета товара?

Ответ: В графе 8 раздела 1 заявления укажите курс на дату принятия товаров на учет (п. 14 приложения 18 к ,. п. 3 приложения № 2 к Протоколу от 11.12.2009 г.).

Обоснование

Дата определения налоговой базы

На какую дату определять налоговую базу по НДС при импорте из ЕАЭС

Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключение - импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе .

Бывает, что поставщик отгрузил товар, но до российского импортера он так и не дошел (например, его похитили по дороге). В этом случае импортный НДС не начисляйте и не уплачивайте. Ведь вы не приняли товар к учету, а значит, налоговой базы нет. Минфин России разъяснил это в письме от 19 октября 2016 г. № 03-07-13/1/60883 .

Стоимость в иностранной валюте

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговую базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Пример: как отразить в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран - участниц ЕАЭС. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки - 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
- 1 122 000 руб. (22 000 USD * 51,0000 руб./USD) - принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
- 1 100 000 руб. (22 000 USD * 50,0000 руб./USD) - оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
- 22 000 руб. (1 122 000 руб. - 1 100 000 руб.) - отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 201 960 руб. (1 122 000 руб. * 18%) - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
- 201 960 руб. - перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Когда сдавать декларацию и документы при импорте из ЕАЭС

К декларации необходимо приложить следующие документы:

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года . Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. Отметим, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не зависит от состояния расчетов с поставщиком. Даже если ввезенный товар не оплачен (оплачен не полностью), заполняйте заявление по общим правилам;

Выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран - участниц ЕАЭС;

Как платить НДС, заявлять вычеты и оформлять документы при ввозе товаров из Казахстана и Белоруссии

Рассчитывать сумму НДС нужно со стоимости товаров, которую компания оплачивает поставщику по условиям договора. Для подакцизных товаров их стоимость нужно увеличить на сумму акцизов. Расходы, которые по условиям договора не входят в стоимость товаров (например, по транспортировке), при расчете НДС не учитывают (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-07-14/33). Налог надо рассчитать на дату, когда товары приняты на учет (п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). Порядок расчета будет зависеть от того, в какой валюте составлен договор и в какой валюте покупатель оплачивает товар.

Договор и оплата в рублях. Налог рассчитывают исходя из договорной стоимости товаров, которую поставщик указывает также в отгрузочных документах (накладных).

Договор и оплата в валюте. При расчете НДС стоимость нужно пересчитать в рубли по курсу на дату принятия товаров на учет.

Договор — в валюте или у. е., оплата в рублях . Если в отгрузочных документах цена указана в валюте или у. е., то стоимость надо пересчитать в рубли по курсу на дату принятия товаров на учет. Такой вывод следует из правил заполнения заявления о ввозе продукции (п. 3 приложения № 2 к Протоколу от 11 декабря 2009 года «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее — Протокол об обмене информацией).

По договору, заключенному в валюте или у. е., компания может перечислить поставщику из Белоруссии или Казахстана предоплату. В этом случае не ясно, на какую дату пересчитывать стоимость товара в рубли в целях НДС — на дату уплаты аванса или на дату принятия товаров на учет. Как мы выяснили, в Минфине России считают правильным второй вариант.

Так как в налоговом учете в такой ситуации стоимость товаров пересчитывают в рубли на дату предоплаты, налоговая база для НДС и для налога на прибыль, а также бухучета будет разной.

Компания приобретает у белорусского поставщика товары на сумму 50 000 евро. Согласно договору компания перечисляет аванс в рублях по курсу на дату оплаты. Курс Банка России на дату перечисления аванса составляет (условно) 47,5759 руб/EUR, на дату получения товаров — 47,8279 руб/EUR. В первичке поставщик указал стоимость в евро.

Сумма аванса составляет 2 378 795 руб. (50 000 EUR x 47,5759 руб/EUR). По этой стоимости бухгалтер отразил товары в налоговом и бухгалтерском учете. Ввозной НДС равен 430 451,10 руб. ((50 000 EUR x 47,8279 руб/EUR) x 18%).

Если в счетах-фактурах и первичке стоимость приведена в российских рублях, то с нее и нужно рассчитывать сумму НДС.

Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009

«Приложение 2. Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов7

Организация импортировала товар из страны – участницы ЕАЭС. Налоговый орган отказал в приеме Заявления о ввозе товара в электронной форме в связи с непредставлением документов. Если заявление о ввозе и уплате косвенных налогов предоставляется в электронном виде, то как предоставляются подтверждающие документы? Что делать, если отказали в приеме заявления?

При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств – участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
– Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее – Договор);
– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее – Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
– Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
– Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Согласно п. 13 Протокола взимание НДС при импорте товаров с территории государства – члена ЕАЭС осуществляется налоговым органом по месту учета импортера. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран – участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) – собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Одновременно с Декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Порядка, в частности:
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо только в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее – Заявление);
– документы, предусмотренные с выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
– транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
– счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
– договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Порядка. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена.

Отметим, что ни Протоколом, ни иными нормативными документами не предусмотрена подача подтверждающих документов в электронном виде. Исключение сделано только для Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Дело в том, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является для налоговых органов документом, подтверждающим факт уплаты НДС импортером (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10931). Также этот документ (или сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств) необходим экспортеру для подтверждения обоснованности применения им нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов (в силу п. 3 Протокола).

Исходя из положений Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/140@ “Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса “ЕАЭС – обмен” (далее – Приказ N ММВ-7-15/140@) возможность представления Заявления в электронном виде предоставлена налогоплательщикам в первую очередь для целей информационного обмена между налоговыми органами стран-участниц ЕАЭС (смотрите также письмо ФНС России от 16.09.2015 N ОА-4-17/16340@).

Кроме этого, Заявление в электронной форме с отметкой налогового органа об уплате НДС служит для налогоплательщика основанием для принятия уплаченного налога к вычету. Напомним, что на основании положений п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и Заявлении (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).

Таким образом, налогоплательщик, осуществивший ввоз товара с территории государства-участника ЕАЭС, должен представить Декларацию по косвенным налогам, приложив к ней документы, перечисленные в п. 20 Протокола. При этом не предусмотрена возможность представить указанные документы в электронном виде (за исключением Заявления).
В то же время ни в Протоколе, ни в Протоколе об обмене информацией не указано, что при подаче Заявления в электронном виде налогоплательщик должен представить одновременно документы, подтверждающие ввоз товара и уплату косвенных налогов (в бумажном или электронном виде).
Исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/140@ должностное лицо налогового органа, в который поступило Заявление в электронном виде по ТКС, осуществляет контроль правильности заполнения Заявления в соответствии с пп. в) п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/140@ и при отсутствии замечаний регистрирует Заявление и направляет его в отдел, ответственный за проведение камеральных налоговых проверок.

Отметим, что при успешном прохождении указанного контроля налогоплательщику (его представителю) незамедлительно формируется квитанция о приеме, подтверждающая, что заявление было успешно принято налоговым органом и зарегистрировано в ПК “СЭОД”. В противном случае формируется уведомление об отказе в приеме, с указанием причин отказа.
Исходя из п. 8.1.5 Приказа N ММВ-7-15/140@ камеральная проверка Заявления осуществляется в соответствии с требованиями Договора, протокола о порядке взимания налогов, правил заполнения заявления (приложение N 2 к протоколу об обмене информацией).

При этом при проверке используются и учитываются, в частности:
– данные налоговых деклараций по косвенным налогам;
– сведения о поступлении (уплате) косвенных налогов;
– представленные документы и их комплектность.

При этом в случае, если отсутствует налоговая декларация по косвенным налогам за налоговый период, к которому относится Заявление, то отметка о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) на Заявлении не проставляется.

При представлении заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом (абз. 3 п. 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией)).

Таким образом, исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/140@ налоговый орган не может отказать в приеме Заявления в электронном виде (при отсутствии ошибок, указанных в пп. “в” п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/140@), однако может отказать в проставлении отметки о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) по Заявлению в случае отсутствия в налоговом органе Декларации и подтверждающих документов.

Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

www.garantexpress.ru

Как составить заявление об уплате косвенных налогов?

Заявление об уплате косвенных налогов направляют в ФНС импортеры товаров из стран ЕАЭС в числе прочих документов, дополняющих декларацию по НДС по соответствующей разновидности импорта. Изучим подробнее, каким образом используется и заполняется данное заявление.

Кто должен уплачивать косвенные налоги при импорте товаров из стран ЕАЭС

Все импортеры товаров из стран ЕАЭС, вне зависимости от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения, обязаны уплачивать в бюджет своего государства косвенные налоги.

Косвенные налоги включают в себя акцизный сбор или налог, а также налог на добавленную стоимость (НДС).

Тот факт, что российская фирма в общем случае освобождена от уплаты НДС - например, если работает на упрощенке, - в данном случае не играет роли. При импорте товаров из ЕАЭС налог уплачивается всеми хозяйствующими субъектами, если законом не установлено иное.

Алгоритм взимания косвенных налогов регламентирован одноименным Протоколом, который является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для исчисления и уплаты импортного НДС по товарам, ввезенным из ЕАЭС, налогоплательщики обязаны отчитаться в ФНС по месту учета, подав следующий пакет документов:

  1. Декларацию о косвенных налогах.
  2. Оригинал заявления об уплате косвенных налогов.
  3. Банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты импортного НДС.
  4. Договоры (контракты) поставки ценностей.
  5. Всю сопроводительную документацию на товар: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т. д.
  6. Срок предоставления вышеперечисленных документов - не позже 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенных материальных ценностей или даты платежа по договору лизинга.

    Для кого обязательна (необязательна) декларация о косвенных налогах

    Декларацию и заявление, о которых идет речь, правомерно рассматривать в роли ведущих отчетных документов, которые позволяют принять к вычету уплаченный при ввозе иностранных ценностей НДС.

    Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Документ может быть представлен как в электронном виде, так и на бумажном носителе - при условии, что налогоплательщик не относится к числу крупнейших и среднесписочное количество сотрудников не превышает 100 человек. Требование об электронном представлении декларации в данном случае не актуально.

    При этом форма должна заполняться, даже если импортный НДС не платится по тому или иному основанию, например, исходя из того факта, что осуществляется его передача между двумя иностранными филиалами одной и той же организации.

    ВНИМАНИЕ!Если местом реализации не является территория РФ - например, при продаже товаров представительством российской компании в другом государстве, - то декларация не подается и налоги не оплачиваются (письмо Минфина от 01.10.2014 № 03-07-08/49200).

    Таким образом, декларация об импорте товаров из ЕАЭС необязательна только для тех хозяйствующих субъектов, которые не ввозят на территорию РФ продукцию из государств соответствующего экономического объединения.

    За несвоевременную подачу декларации инспекторы взыщут штраф в 5-процентном размере от исчисленной величины налога за каждый просроченный месяц, но не более 30% от общей суммы налога и не меньше 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).

    Изучим специфику оформления и предоставления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

    Кто и для чего подает заявление о косвенных налогах

    В соответствии с подп. 1 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов, ИП и юридические лица, импортирующие товары в Россию из других стран ЕАЭС, как уже было сказано выше, должны составлять заявление, удостоверяющее факт:

  • ввоза товаров из ЕАЭС;
  • уплаты косвенных налогов.

Документ составляется по форме, утвержденной приложением № 1 к Протоколу об обмене информацией в ЕАЭС от 11.12.2009.

Заявление, о котором идет речь, направляется в ФНС в нескольких экземплярах: в бумажном варианте - 4 копии, а в дополнение к бумажным копиям - в электронном виде; или же в только в электронном - при условии подписания ЭЦП.

  • На практике российской фирме может быть предпочтительнее предоставление именно бумажной версии заявления об уплате косвенных налогов, поскольку:Одну из его копий необходимо передать партнеру из страны ЕАЭС, у которого ввезенный товар куплен.
    Соответствующую копию фирма из ЕАЭС использует для подтверждения права на применение нулевой экспортной ставки по НДС.
    То же самое может потребоваться сделать и российскому налогоплательщику, если он выступит в роли экспортера товаров.
  • ЭЦП, используемые для подписания заявления для ФНС и для заверения прочих документов, во-первых, разные, а во-вторых, они не будут действительны на территории другого государства. Поэтому зарубежный партнер попросту не сможет получить законный для своей страны вариант электронного документа.
  • Хотя в скором времени ситуация может измениться: на заседании Коллегии ЕАЭС в апреле 2017 года было решено ввести единую для всего объединения ЭЦП к концу года.

    Составление заявления об уплате косвенных налогов: нюансы

    При заполнении заявления об уплате косвенных налогов нужно иметь в виду, что:

  • Отдельный экземпляр документа составляется для каждого договора на поставку товаров.
  • Сведения об однотипных товарах, ввезенных по разным накладным документам, фиксируются в разных строках таблицы, присутствующей в разделе 1.
  • Код в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД фиксируется в графе 3 таблицы раздела 1, только если ввозится подакцизный товар (или если за него платится НДС по ставке 10%). При этом графы 14 и 19 заполняются только для подакцизных товаров, а в графах 16, 17 и 18 указываются налоговые ставки НДС и акцизов, утвержденные государством-экспортером.
  • Стоимость импортированного товара в графе 8 указывается по курсу ЦБ на момент принятия продукции к учету (если стоимость поставки в иностранной валюте, в том числе валюте государства, входящего в ЕАЭС).
  • При отсутствии счета-фактуры от поставщика товара из ЕАЭС в таблице указываются в соответствующих графах - 11 и 12 - данные по накладным и транспортным документам.
  • Раздел 2 документа налогоплательщик не заполняет (это должны делать налоговики), но обязательно включает в состав подаваемого в ФНС заявления об уплате косвенных налогов.
  • Налоговики, получив заявление, в установленном порядке уведомляют налогоплательщика о получении документа. Изучим подробнее данную процедуру.

    Как получить уведомление о подтверждении факта уплаты косвенных налогов от ФНС

    ФНС, получив от налогоплательщика рассматриваемое заявление, производит с ним следующие действия:

  • изучает его в течение установленного срока - не более 10 дней;
  • проставляет на каждом из экземпляров, если с ними всё в порядке, отметку, удостоверяющую факт уплаты импортного НДС, либо направляет налогоплательщику документ, удостоверяющий уплату импортного НДС, в электронном виде;
  • направляет электронный экземпляр заявления в ФНС страны-экспортера (ст. 2 «Протокола об обмене информацией…» от 11.12.2009).
  • ВНИМАНИЕ! Узнать, доставлено ли ваше заявление в ФНС экспортера, можно с помощью специального сервиса .

    Аналогичные действия осуществляют и налоговые органы стран ЕАЭС - при получении заявлений об уплате косвенных налогов за импортированные из России (или других стран объединения) товары от национальных хозяйствующих субъектов.

    Если ФНС обнаружит в документах, предоставленных налогоплательщиком, недочеты, то может проставить отказ в подтверждении факта уплаты данным хозяйствующим субъектом импортного НДС.

    В числе возможных причин отказа:

    • непредоставление документов по полному перечню, который приведен в п. 20 Протокола;
    • несоответствие сведений в заявлении тем, что отражены в декларации;
    • несоответствие сведений в бумажной версии заявления тем, что отражены в электронной копии документа;
    • обнаружение факта необоснованного занижения налоговой базы.
    • Оспорить немотивированный, по мнению плательщика, отказ можно в установленном порядке, написав жалобу в вышестоящий орган ФНС, а затем, если потребуется, - в суд.

      Хозяйствующий субъект, который ввозит на территорию РФ товар из страны ЕАЭС, направляет в ФНС заявление об уплате НДС за соответствующий товар. Прилагается данное заявление к налоговой декларации - наряду с другими документами, предусмотренными п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов по Договору об учреждении ЕАЭС.

      Грамотно заявляем о ввозе товара в таможенном союзе

      Самое важное в этой статье

      Что изменилось в порядке представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза

      Как правильно заполнять Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в случае, когда на один товар составляется несколько транспортных документов

      В каких случаях третий раздел Заявления можно не заполнять

      Поскольку Таможенный кодекс таможенного союза действует не так давно, у налогоплательщиков возникает множество вопросов, в частности о порядке заполнения форм документов при осуществлении торговых операций в рамках таможенного союза. В данной статье мы рассмотрим особенности заполнения Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — Заявление) как документа, необходимого для подтверждения нулевой ставки НДС.

      Обратите внимание

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов составляется на русском языке, поскольку обмен информацией между налоговыми органами государств — членов таможенного союза осуществляется именно на русском языке.

      Напомним, что до вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза такое заявление были обязаны представлять только те российские участники внешнеторговых сделок, которые продавали товары в Республику Беларусь. Данный документ служил подтверждением нулевой ставки НДС и основанием для освобождения от акцизов. При ввозе товаров из этого государства российский налогоплательщик составлял Заявление и представлял его после уплаты косвенных налогов в инспекцию для получения отметки об уплате косвенных налогов. Данный документ служил подтверждением нулевой ставки НДС и основанием для освобождения от акцизов белорусского поставщика.

      Протокол от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

      Начиная с 1 июля 2010 г., т. е. после отмены таможенного оформления товаров, перемещаемых через российско-казахстанскую границу, обязанность подавать в налоговые органы Заявление в целях применения нулевой ставки НДС появилась у российских компаний, которые экспортируют товары из Российской Федерации в Республику Казахстан. При этом российские налогоплательщики заполняют Заявление и в случае ввоза товаров с территории Казахстана в Российскую Федерацию.

      Форма Заявления, а также порядок его заполнения в рамках таможенного союза установлены Протоколом об обмене информацией.

      Следует обратить внимание на то, что по сравнению с формой Заявления, действующей до 1 июля 2010 г., новая форма этого документа полностью адаптирована к случаям:

    • когда при поставках товаров задействованы более двух налогоплательщиков;
    • когда налогоплательщики, участвующие в поставках товаров, находятся на территории трех различных государств -членов таможенного союза.
    • Отметим, что обмен информацией между налоговыми органами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан осуществляется на русском языке (ст. 3 Протокола об обмене информацией). Следовательно, на нем составляется и Заявление, представляемое в налоговые органы.

      Правила заполнения Заявления определены приложением 2 к Протоколу об обмене информацией. В данных Правилах содержится подробный построчный порядок заполнения Заявления.

      Вместе с тем при заполнении Заявления следует руководствоваться письмами ФНС России, разъясняющими в ряде случаев порядок заполнения Заявления в целях избежания возможных проблем с применением Протокола по товарам.

      Если товар один, а транспортных документов несколько

      Письмо ФНС России от 13.10.2010 № АС-37-2/13179@ «О порядке заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

      Обратимся к письму ФНС России от 13.10.2010 № АС-37-2/13179@, в котором разъясняется порядок заполнения Заявления при наличии более одного транспортного (товаросопроводительного) документа на одну единицу товара.

      Путаница в таможенном законодательстве

      Необходимость разъяснений ФНС России вызвана следующими обстоятельствами. Положения п. 3 Правил заполнения Заявления предусматривают, что в графах 9 и 10 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» можно указать неограниченное количество реквизитов транспортных (товаросопроводительных) документов для каждого товара, указанного в графе 2 «Наименование товара». Таким образом, при заполнении Заявления на бумажном носителе российский импортер товаров может указать в таблице для расчета суммы косвенных налогов, подлежащей уплате при импорте, в одной строке граф 9 и 10 несколько транспортных (товаросопроводительных) документов.

      Вместе с тем согласно Требованиям к составу и структуре информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств — членов таможенного союза, установленным Протоколом об обмене информацией, передача информации в электронном виде допускает указание только одного транспортного (товаросопроводительного) документа. В связи с этим у налогоплательщика не будет возможности указать в документе, составленном в электронном виде, все данные, содержащиеся в документе на бумажном носителе. А поскольку сведения на бумажном носителе должны полностью совпадать со сведениями, которые налоговые органы получают по электронным каналам связи, такие документы не будут являться основанием для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.

      Отметим, что в настоящее время вопрос о внесении изменений в Требования к составу и структуре информации в электронном виде обсуждается в ходе консультаций, проводимых специалистами заинтересованных министерств и ведомств государств — участников таможенного союза. До внесения соответствующих изменений налогоплательщики вправе пользоваться разъяснениями ФНС России.

      Заполняем Заявление шаг за шагом

      При заполнении Заявления в отношении одного товара ФНС России рекомендует указывать данные только об одном транспортном (товаросопроводительном) документе. При этом российским налогоплательщикам-экспортерам рекомендовано обратиться к своим контрагентам, поставляющим товар по нескольким транспортным (товаросопроводительным) документам, с просьбой поступать так же, т. е. указывать только один транспортный (товаросопроводительный) документ, непосредственно относящийся к реализуемому товару.

      ООО «Альфа» (хозяйствующий субъект Республики Беларусь) реализует ООО «Бета» (российский налогоплательщик) партию огнетушителей (10 000 штук) по цене 500 российских рублей за 1 шт. по одному контракту. Доставка осуществляется двумя автомобилями по 5000 огнетушителей в каждом. Она оформляется двумя транспортными (товаросопроводительными) документами.

      После принятия на учет указанной партии товара и уплаты НДС в бюджет ООО «Бета» одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам представляет в налоговый орган Заявление. При заполнении таблицы, служащей для расчета суммы косвенных налогов, подлежащей уплате при импорте, ООО»Бета»следует заполнять две строки, исходя из количества и стоимости огнетушителей, доставляемых в Российскую Федерацию двумя автомобилями. Порядок заполнения таблицы представлен на рисунке.

      Порядок заполнения таблицы, служащей для расчета суммы косвенных налогов, подлежащей уплате при импорте

      На основании подп. 1 п. 8 ст. 2 Протокола по товарам Заявление представляется в налоговый орган на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде.

      Один экземпляр Заявления остается в налоговом органе налогоплательщика-покупателя. Три экземпляра возвращаются данному налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от налогообложения НДС и (или) акцизов или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов).

      Налогоплательщик-покупатель должен направить Заявление с отметкой инспекции налогоплательщику государства -члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары с применением ставки НДС в размере 0% или освобождения от уплаты акцизов.

      Нормы Протокола по товарам не устанавливают, каким образом налогоплательщик — продавец товаров должен распорядиться двумя полученными экземплярами Заявления. Поэтому в данном случае возможны варианты, которые мы рассмотрим в примерах 2 и 3.

      ООО»Альфа» (российский налогоплательщик) заключает договор (контракт) на поставку товара с ООО «Бета» (казахстанский налогоплательщик). В данном случае один экземпляр заявления ООО «Альфа» представляет в свою налоговую инспекцию для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, второй оставляет на руках.

      ООО «Альфа» (белорусский налогоплательщик) заключает договор (контракт) на поставку товара с ООО «Бета» (казахстанский налогоплательщик). Товары импортируются с территории России, т. е. в поставке товаров участвует еще и российский налогоплательщик — ООО «Гамма».

      В этом случае один экземпляр заявления остается на руках ООО «Альфа», т. е. налогоплательщика, который фактически является продавцом товаров и не претендует на нулевую ставку НДС. Второй экземпляр Заявления ООО «Альфа» передает ООО «Гамма», которое представит его в налоговую инспекцию для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС.

      Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему. Первый и третий разделы Заявления и приложение к нему заполняет налогоплательщик, второй раздел -налоговый орган.

      Особенности заполнения некоторых разделов Заявления

      Письмо ФНС России от 21.10.2010 № АС-37-2/13886@ «О разъяснении порядка заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

      В письме ФНС России от 21.10.2010 № АС-37-2/13886@ до сведений налоговых органов и налогоплательщиков доведена информация о том, что в иных случаях раздел 3 Заявления не заполняется и соответственно не представляется в налоговый орган в составе Заявления.

      Так, первый раздел обязателен для заполнения. Третий раздел Заявления заполняется в следующих случаях.

      Во-первых, если законодательство государства — члена таможенного союза, резидентом которого является продавец, не признает операции по реализации товаров объектом обложения косвенными налогами по той причине, что местом реализации таких товаров не признается территория государства продавца. При этом в третьем разделе указывается налогоплательщик государства — члена таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0% (освобождение по акцизам).

      Во-вторых, при реализации товара покупателю через комиссионера, поверенного либо агента.

      Приложение должно заполняться в тех случаях, когда в поставке товара участвуют более трех лиц.

      Однако если налогоплательщик проставил в разделе 3 Заявления нули или прочерки, это не является основанием для отказа в принятии Заявления и в проставлении на нем отметки об уплате косвенных налогов.

      Заявление об уплате косвенных налогов россия

      Главное меню

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде: просто и удобно!

      Согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, налогоплательщик – импортер товаров из государств-членов Евразийского экономического союза одновременно с налоговой декларацией обязан представить в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо указанное заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

      Механизм представления налогоплательщиками заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в форме электронного документа заработал с 1 января 2015 года.

      Теперь налогоплательщик, направляя заявление в форме электронного документа с использованием электронной (электронно-цифровой) подписи, не должен представлять его на бумажном носителе.

      Представление заявления указанным способом осуществляется через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика.

      Следует отметить, что по результатам проверки заявления, представленного указанным способом, налогоплательщику по ТКС незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки для передачи его по ТКС.

      Одним из обязательных условий осуществления деятельности, связанной с импортом товаров из стран ЕАЭС, является оформление заявления о ввозе товаров, а также уплате НДС. Правильность заполнения данного документа имеет огромную значимость и для импортеров, и для импортеров, так как это непосредственным образом влияет на размер их налоговых обязательств.

      Налоговые органы государств, входящих в ЕАЭС, осуществляют обмен информацией относительно сумм непрямых налогов, которые были перечислены в госбюджеты. Нюансы этого обмена регулируются специальным Протоколом об информационном обмене, которым и устанавливается форма вышеобозначенного заявления.

      Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

      Это быстро и БЕСПЛАТНО !

      Оформлением заявления занимается товароимпортер с целью подтверждения самого факта импорта и вычета у него НДС за ввоз. Экспортеру же это дает возможность применять .

      Главные нюансы

      Отсылка на законодательство

      Обязательство импортера по предоставлению заявления вместе с налоговой декларацией прописано в Протоколе, регулирующем порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за тем, как они уплачиваются.

      Согласно указанным в этом протоколе правилам импортер также должен направить составленное заявление вместе с подтверждением уплаты непрямых налогов, полученным от налогового органа, экспортеру.

      Сервис ЕАЭС

      В письме от 18 июня 2019 года ФНС дала разъяснение относительно порядка подтверждения того, что применение нулевой НДС-ставки при экспортных операциях товаров в ЕАЭС является обоснованным.

      В соответствии с четвертым пунктом вышеуказанного протокола экспортерам следует предъявить вместе с декларацией о налогах либо Заявление с отметкой налоговой службы страны, в которую товар был отправлен, либо Перечень заявлений по форме в соответствии с приложением №1 к Приказу, в котором содержатся реквизиты Заявлений, данные о которых поступили в российские налоговые органы.

      Проверить, поступили ли сведения по Заявлению, достаточно просто, так как для этого предусмотрен специальный сервис, разработанный ФНС, который называется «ЕАЭС: Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

      На что стоит опираться

      Основными нормативными актами, на которые следует ориентироваться в данном вопросе, являются соглашение относительно принципов взимания косвенных налогов при экспорте/импорте между странами таможенного союза и соответствующий протокол, регулирующий порядок взимания непрямых налогов и механизм контроля за тем, как происходит их уплата.

      Срок подачи налоговой декларации и уплаты НДС - до 20-го числа следующего за моментом принятия учет импортных товаров месяца. Тогда же должно быть подано заявление, оформленное в электронном вида и в четырех экземплярах на бумаге. На протяжении двухнедельного срока налоговым комитетом происходит рассмотрение данного заявления и проставление необходимых отметок.

      Особенности разделов для заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

      Заполнение 1-го Раздела осуществляется приобретателем товара. Здесь должны быть указаны сведения и о нем самом, и о том, кто товар продал. Если в качестве продавца выступает физическое, на не юрлицо, то информация о нем также должна присутствовать.

      Определение сумм налогов непрямого характера производится на основании данных, занесенных в специальную таблицу.

      Заполнение 3-го Раздела требуется в строго оговоренных случаях:

      • когда операции, связанные с реализацией покупателю неких товаров продавцом не подлежат обложению косвенными налогами в государстве последнего в связи с тем, что местом продажи этих товаров не считается территория этого государства;
      • когда покупатель получает товар посредством агента, комиссионера либо поверенного;
      • когда импорт осуществляется между государствами-членами ЕАЭС, но на основании договора между лицами, одно из которых является налогоплательщиком стран данного союза, а другое - налогоплательщиком иной страны, в ЕАЭС не входящей.

      Необходимость в заполнении Приложения к заявлению возникают в тех случаях, когда в поставку товара вовлечено свыше трех лиц.

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в обязательном порядке должно иметь заполненный первый раздел, а именно следующие его строки:

      Информация относительно количества и цены товара, который был ввезен, а также исчисленных налогов должна быть внесена в таблицу первого раздела построчно.

      В отдельные строки таблицы должны вноситься данные по товарам, для которых предусмотрены различные ставки НДС, и товарам, по отношению к которым используются неодинаковые единицы измерения. Кроме того, разные строки таблицы используются для товаров, которые были ввезены по различным транспортно-сопроводительным документам.

      Детальные оговорки

      Условия отметки в бумагах

      Налоговые органы должны проставлять во втором разделе заявления отметку, которая включает в себя:

      • подпись и полное ФИО лица, ответственного за проставление этой отметки;
      • дату, когда это было сделано;
      • подпись с полным ФИО руководителя налогового органа либо его заместителя;
      • печать органа налоговой, на которой непременно указано его название.

      Один бланк остается налоговой, а еще три вручается непосредственно налогоплательщику или представляющему его лицу. Далее налогоплательщик-импортер два из этих экземпляров отправляет контрагенту-экспортеру для того, чтобы подтвердить обоснованность применения нулевой НДС-ставки.

      Если допущены ошибки в заявлении

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов может быть отозвано налогоплательщиком, если он обнаружил там ошибку. Он должен ее исправить и сдать документ повторно в налоговый комитет, который все перепроверяет и проставляет необходимые отметки.

      В том случае, если ошибка была выявлена самой налоговой, то она отказывает налогоплательщику в подтверждении заявления, указывая те ошибки, которые имеют место быть, а также рекомендации относительно их устранения и предоставления нового экземпляра заявления.

      Дополнительные документы

      Помимо собственно заявления, программа для подготовки которого находится на сайте ФНС, налогоплательщиком к декларации в 2019 году должны быть приложены следующие документы:

      • выписка из банка, свидетельствующая о том, что была произведена уплата НДС;
      • транспортные/товаросопроводительные документы, которые подтверждают факт перемещения товара в Россию из стран ТС;
      • счета фактуры, заполнение которых предусмотрено при отгрузке товара;
      • договор, служащий основанием для ввоза товара в Россию;
      • сообщение товаропоставщика о лице, у которого данный товар был приобретен;
      • комиссионные, поручительские или агентские договора, если таковые были заключены;
      • договор, необходимостью исполнения которого были приобретены импортируемые товары по одному из вышеперечисленных договоров.

      Предоставление документов в оригинале, за исключением заявления, является необязательным, так как достаточно сделать их копии и заверить у руководителя либо главбуха с проставлением печати организации.

      Бумажный или электронный формат

      Согласно нормам Протокола относительно порядка предоставления заявления, данный документ может быть предоставлен в стандартном бумажном виде и электронном либо же только в электронном.

      Во втором случае направление заявления в ФНС осуществляется посредством оператора электронного документооборота через телекоммуникационные каналы связи с обязательным проставлением усиленной электронной подписи заполняющего его лица. В ФНС производят проверку этого документа и тут же отправляют сообщение о том, что документ принят и необходимая отметка проставлена, или же о том, что в проставлении отметки отказано.

      Копия самого заявления вместе с сообщением из налоговой относительно проставления отметки направляется экспортеру с целью засвидетельствования факта уплаты непрямых налогов. Сделать это можно как в бумажном, так и в электронном виде.

      Иными словами, достаточно просто скачать заполненный вариант заявления и присланное из налоговой сообщение об отметке и отправить его по e-mail экспортеру. Необходимость в распечатывании на бумаге и отправке стандартной почтой отсутствует.

      Особые случаи оформления бланка

      Действующая форма заявления в полной мере подходит для тех ситуаций, когда количество вовлеченных в товаропоставки налогоплательщиков более двух, а также, когда они располагаются на территориях трех государств, являющихся членами ТС.

      Сложность может возникнуть в случае, когда на один товар приходится несколько транспортных документов. Такое положение дел допускается правилами заполнения заявления, однако оно противоречит требованиям протокола об обмене информацией в электронном виде.

      Детали расчета

      Отражение ввезены стран ТС товаров в налоговом учете производится в соответствии с общими основаниями. Нюансы возникают в том случае, когда расчет с поставщиками происходит в валюте. Тогда требуется производить перерасчет стоимости в рублевый эквивалент согласно действующему на дату смены права собственности на продукцию курсу.

      В случае перечисления поставщику аванса определение стоимости товара производится в соответствие с тем курсом, который был на дату предоплаты. Комбинированная оплата предполагает пересчет цены товара по двум различным курсам.


      Установленные сроки

      Определение конкретных дат для уплаты НДС зависит непосредственно от той таможенной процедуры, к которой относятся ввозимые товары. В том случае, когда импортируемая продукция предназначена для внутрироссийского потребления, уплачивать налог следует до того, как она покинет территорию таможни.

      В ситуации, когда ввозимые товары выпущены с таможни до подачи декларации, перечисление косвенного налога должно быть осуществлено на протяжении первых десяти дней следующего за датой выпуска месяца.

      Если ввоз товара временный, то НДС перечисляется вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза до того, как товар выйдет с таможенной территории.

      Возможные причины отказа

      Обоснованный отказ в выдаче подтверждения может произойти по следующим причинам:

      • если сведения, которые были указаны в заявлении, не отвечают тому, что отражено в декларации, включая различия в суммах подлежащего к уплате НДС;
      • если сведения, содержащиеся в заявлении, разнятся со сведениями в поданных согласно 3-му пункту статьи 276-20 НК;
      • если данные, внесенные в заявление, поданное в бумажном формате, не являются идентичными тем данным, которые отправляются в налоговую службу в электронном виде;
      • если суммы исчисленных и начисленных НДС не были уплачены в полном объеме или же вовсе были не уплачены в предусмотренный для этого временной период;
      • если имеет место занижение налоговой базы, на основании которой было произведено исчисление непрямых налогов;
      • если численность заявлений, которые были представлены на носителе бумажного типа, не отвечает численности заявлений, которые были отражены в соответствующем реестре заявлений о ввозе товара и уплате непрямых налогов, который представляет собой приложение к декларации по непрямым налогам на импортированные товары.

      Если имеет место неуплата либо неполная уплата, а также несвоевременная уплата НДС, то взыскание косвенного налога и пени происходит в соответствии с законодательством того государства, на территорию которого товар был ввезен.

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

      НК РФ предусматривает наличие 2-ух косвенных налогов – НДС и акцизы. С данными видами налогов компании сталкиваются при сбыте или приобретении ценностей, а также при ввозе товарных ценностей на российскую таможенную территорию (импортные операции).

      Косвенный налог добавляется к стоимости реализуемых или ввозимых ценностей и предъявляется продавцом покупателю. Добавленный налог подлежит уплате продавцом в бюджет с учетом положенных вычетов по данному виду налогового обязательства. Понятие «косвенный» означает, что на самом деле обязанность по уплате налога ложится на покупателя, но не напрямую, а через посредника, в роли которого выступает продавец.

      Процедура вычисления, уплаты и возмещения добавленного налога регулируется гл.21, а акцизов – гл.22 НК РФ.

      Косвенные налоги при импортных операциях

      Ввоз ценностей на территорию таможенного союза РФ выступает поводом для вычисления и уплаты косвенных налогов. Платить нужно той стране, чей таможенный орган выпускает ТМЦ:

      • При импорте товарных ценностей из стран, не входящих в список участников таможенного союза, добавляемый налог надлежит платить в РФ, так как выпуск будет выполнен российским таможенным органом, в этот орган и перечисляется налог;
      • При импорте ценностей из государств ЕАЭС налог должен перечисляться в налоговую, где стоит на учете собственник ценностей (покупатель). В ЕАЭС входят Белоруссия, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения. Налоговые обязательства в отношении уплаты НДС предусмотрены для всех лиц, независимо от применяемого ими режима налогообложения и наличия освобождения от уплаты (исключения перечислены в 6-м пункте ст.72 Договора о ЕАЭС).

      Порядок уплаты

      Обязанность по перечислению добавленного налога ложится на декларанта товаров, то есть покупателя.

      Для принятия правильного решения относительно необходимости перечисления налога с ввозимых ценностей, его величины и места уплаты, нужно определиться со следующими моментами:

      • Есть ли освобождение от НДС у импортируемых товаров;
      • Какая таможенная процедура используется в отношении ввозимых ценностей;
      • Какую ставку НДС нужно применить;
      • По какой формуле рассчитать налог к перечислению.

      Освобождение от налоговых обязательств

      В п.3ст.80 ТК ТС определены случаи, когда не нужно платить НДС с импортируемых ценностей. В ст.150 НК РФ представлен список тех товарных ценностей, при ввозе которых не нужно добавлять налог к стоимости. При несоответствии условиям из указанной статьи ТК ТС и при импорте товарных ценностей, не включенных в список, следует посчитать добавленный налог по ставке, актуальной на день представления таможенной декларации.

      Таможенная процедура

      На порядок уплаты косвенных налогов по ввозным операциям влияет таможенная процедура, под которую помещаются импортируемые ценности. В зависимости от этой процедуры НДС нужно будет уплатить в полном, ограниченном объеме или же не платить вовсе.

      На таможенную процедуру влияют цели выпуска ТМЦ в РФ таможенным органом:

      Таможенная процедура Особенности уплаты налога
      Транзит, переработка, хранение или уничтожение на таможне, реэкспорт, свободная таможенная зона или склад, беспошлинная торговля, движение припасов и их декларирование, отказ в пользу гос-ва. Не платится
      Временный ввоз, импорт продуктов переработки при их помещении за пределами территории таможни Не платится или платится в ограниченной величине
      Ввоз или переработка ценностей для потребления в РФ Платится в полном размере

      Ставка НДС

      На величину ставки влияет характер ввозимых ценностей – 10 или 18%.

      Для определения величины подходящей ставки для ввозимых товаров нужно установить коды по ТН ВЭД ТС, после чего сопоставить их с кодами товаров, для которых предусмотрена ставка 10% (они перечислены в специальных перечнях российского правительства). Если среди ввозимых ТМЦ имеются товары из данных перечней, то нужно использовать ставку 10%, в противном случае – 18%.

      Пример определения подходящей ставки

      Компания ввозит в РФ каперсы из Германии. Какую ставку нужно применить?

      В ТН ВЭД ТС каперсы входят в категорию 0709 «Овощи..» и имеют код 0709 99 400 0. Данный код включен в перечень товаров с применением ставки 10%, утвержденный Постановлением №908 от 31.12.04, поэтому при ввозе каперсов компании нужно посчитать добавленный налог в размере 10%.

      Расчет НДС

      Если установлена необходимость добавление налога и определена величина актуальной ставки, то НДС можно вычислить таким образом:

      НДС = (таможенная стоимость импортируемых ценностей + пошлина + акциз) * налоговая ставка

      Размеры пошлин определяются Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Акцизные ставки определены 193 ст. НК РФ.

      Если от пошлины товар освобожден, и ввозимые ценности не являются подакцизными, то достаточно умножить стоимость ТМЦ на налоговую ставку.

      НДС определяется в отношении каждого наименования ввозимых ценностей, после чего производится суммирование величин добавочного налога по всем позициям. Полученную сумму нужно перевести в российские рубли.

      Посчитать добавленный налог нужно самостоятельно, после чего отразить его величину в декларации ДТС-1 или ДТС-2. При несогласии таможенного органа с проведенными расчетами, будет проведена корректировка, с которой декларант может либо согласиться, либо пытаться отстоять свое мнение (в том числе и в суде).

      Сроки уплаты косвенных налогов (НДС)

      Конкретные даты для перечисления зависят от таможенной процедуры, под которую помещены ввозимые ценности. Если ввоз товаров производится для потребления внутри российского рынка, то обязанность по уплате возникает до выпуска ценностей с таможенной территории.

      Если выпуск ввозимых товаров осуществлен до момента подачи таможенной декларации (это возможно в ряде случаев по ст.197 ТК ТС), то перечислить добавочный налог надлежит в течение 10-ти дней, которые отсчитываются с начала месяца, идущего за месяцем выпуска.

      При временном ввозе товарных ценностей добавленный налог надлежит перечислить до выпуска согласно указанной процедуре вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза.

      Уплаченный налог можно направить к вычету на основании таможенной декларации, если товары будут использованы в операциях, облагаемых добавочным налогом, в противном случае придется учесть его в стоимости ввезенных ценностей. Неплательщики НДС обязаны также уплатить налог с ввозимых товаров, но зачесть к вычету его не получится.

      Лишние перечисленные средства по добавленному налогу позволено зачесть в виде уплаты пошлин таможенного характера, пеней и %-ов.

      Импорт из стран таможенного союза

      При ввозе товарных ценностей из стран таможенного союза (Казахстана и Белоруссии, а с 29.05.2014 Армении с Кыргызстаном) платить косвенные налоги должен покупатель импортных товаров в местную налоговую, где он стоит на учете. Данная обязанность имеется как у плательщиков рассматриваемых видов налогов, так и у лиц, освобожденных от этого в силу применения спецрежимов или положений ст.145 НК РФ.

      Для вычисления добавочного налога следует применять одну из ставок, определенных 2-м и 3-м пунктами 164 ст. НК РФ. Также нужно учитывать положения из 17-го пункта Протокола, сопровождающего Договор о ЕАЭС в качестве 18-го приложения.

      Считать НДС нужно в день принятия ценностей к учету от стоимости, подлежащей перечислению поставщику за приобретенные ценности согласно приложенной документации. Суммы из документов, обозначенные в иностранной валюте надлежит перевести в рубли по курсу ЦБ на день оприходования товаров.

      Срок перечисления добавленного налога – до 20-того числа включительно месяца, идущего за месяцем оприходования ввозных товаров. Вместе с оплатой надлежит предоставить пакет документов, в составе которого:

      • Налоговая декларация;
      • Выписка из банка в подтверждения оплату налогов;
      • Счета-фактуры;
      • Транспортная документация;
      • Договор, заключенный с поставщиком;
      • Иные документы из п.20 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС.

      Перечисленный добавленный налог плательщики могут направить к возмещению, все прочие лица обязаны его списать в расходы или включить в стоимость ввозных ценностей.

      Документальным основанием для приемки к вычету выступает счет-фактура, платежная документация о перечислении налога, заявление, поэтому возместить такой НДС можно только после представления данной документации в налоговую.

      Предоставить данное заявление нужно в налоговую по месту регистрации вместе с прочей необходимой документацией, в том числе налоговой декларацией в период до 20-го числа месяца, идущего за месяцем приема импортных товаров к учету. Формат подачи – в электронном виде с заверением УКЭП плательщика или в бумажном виде в 4 экземплярах.

      Новый порядок представления рассматриваемого документа в электронном виде действуют с начала января 2015г.

      Бланк заявления содержится в приложении 1 к Протоколу от 11.12.09 (в ред. от 31.12.14). Этот же протокол определяет и порядок заполнения данного бланка.

      Копии заполненного заявления направляются экспортеру в электронном или бумажном виде.

      Пример заполнения

      Подтверждение обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте. Отказ в предоставление Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов покупателем из Казахстана в бумажном виде.

      Вопрос: Российская организация продает товары на экспорт в рамках таможенного союза. Покупатель с Казахстана отказывается высылать Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, мотивируя,что можно увидеть или проверить его в едином электронном реестре (перечне). Обязан ли покупатель высылать нам Заявление для подтверждения нами 0% НДС или мы можем где-то самостоятельно проверить это Заявление? Где существует такой сервис с реестром (перечнем) Заявлений или программа?

      Ответ: Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС одновременно с налоговой декларацией российский экспортер может представить в налоговую инспекцию:

      Либо Заявление с отметкой налогового органа государств - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) на бумажном носителе (при его наличии);

      Либо Перечень заявлений на бумажном носителе или в электронном виде, содержащий реквизиты Заявления, информация о котором поступила в налоговые органы РФ.

      Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны - участницы ЕАЭС, российская организация должна собрать пакет обязательных документов.

      Вместо заявления покупателя о ввозе товаров на бумажном носителе экспортер вправе подать в налоговую инспекцию перечень заявлений. Однако, сделать это можно, только если данные о заявлении поступили от импортера в налоговую службу.

      Проверить факт поступления сведений по Заявлению можно на сайте ФНС http\\:www.nalog.ru. Если данных еще нет, заполнять перечень заявлений нет смысла, так как его не примут.

      По общему правилу перечень заявлений можно составить на бумаге или в электронном виде. Форма, электронный формат, а также порядок заполнения перечня утверждены приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139. Однако в отношениях с импортерами из Казахстана применяются только электронные перечни, так как оформление заявлений на бумажных носителях законодательством Казахстана не предусмотрено.

      Обоснование

      Как платить НДС при экспорте в страны - участницы ЕАЭС

      Как обосновать нулевую ставку

      Как обосновать нулевую ставку НДС при экспорте в страны ЕАЭС

      Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны - участницы ЕАЭС, российская организация должна:

      3. сдать пакет подтверждающих документов и декларацию в налоговую инспекцию.

      Какие документы собрать

      В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны - участницы ЕАЭС, входят:

      1. договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);

      3. копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;

      Когда и как сдать перечень заявлений

      Пример заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

      ООО «Альфа» в августе и сентябре отгрузило товары двум покупателям из Казахстана.

      «Альфа» запросила у покупателей данные заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и проверила на сайте ФНС , что они поступили в налоговую службу.

      Вместе с декларацией по НДС за третий квартал «Альфа» подает перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В перечне указаны следующие данные:

      1. код налогового периода - 23;

      2. номера отметок о регистрации заявлений - 4002082015 и 13315092015;

      3. БИН покупателей из Казахстана - 50440026126 и 50441357890;

      4. даты отметок о регистрации заявлений - 02.08.2015 и 15.09.2015;

      5. код стран покупателей - 398;

      6. раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца, - 1.

      Как составить и сдать заявление о ввозе товаров из стран ЕАЭС

      Импортеры и экспортеры на территории стран ЕАЭС работают с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заполняют этот документ импортеры.

      Российские импортеры передают заявления в свои инспекции, чтобы подтвердить вычет по ввозному НДС. ИФНС проставляют в заявлении специальные отметки.

      Если российская организация экспортирует товар, то она получит заявление, заполненное иностранным покупателем с отметками его налоговой инспекции. Этот документ экспортер предъявит в свою ИФНС, чтобы обосновать нулевую ставку НДС .

      Как заполнить

      На бумаге импортеры составляют заявление по форме и правилам , утвержденным протоколом от 11.12.2009 . Электронный формат документа утвержден приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590 .

      Экспортеры вместо отдельных заявлений, полученных от покупателей, могут составить и сдать их перечень . Его форма, порядок заполнения и формат утверждены приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139 (подп. 3 пункта 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС , письма Минфина от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758 , ФНС от 17.06.2016 № ЕД-4-15/10839).

      Когда и как сдавать

      Заявление нужно сдать:

      Импортеры и экспортеры сдают заявление в налоговую инспекцию по местонахождению организации, а крупнейшие налогоплательщики - по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 3 ст. 80 НК).

      Экспортеры могут представить:

      1. заявление на бумаге - оригинал или заверенную копию;

      2. перечень заявлений на бумаге или в электронном виде по ТКС .

      Сдать заявления можно через уполномоченного представителя организации или по почте .

      Такой порядок предусмотрен Правил, утвержденных протоколом от 11.12.2009 , подпунктом 8.1.1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС от 08.04.2015 № ММВ-7-15/140 , письмом ФНС от 11.01.2017 № АС-4-15/201 .

      Письмо Минфина России от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758

      «О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан»

      На основании пункта 4 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость налогоплательщиком государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме , предусмотренной Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года , с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
      Учитывая изложенное, а также принимая во внимание приказ ФНС России от 6 апреля 2015 года № ММВ-7-15/139 , в настоящее время для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан в пакете документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола, вместо заявления на бумажном носителе с отметкой налогового органа Республики Казахстан может представляться перечень заявлений на бумажном носителе, составленный по форме, утвержденной указанным приказом. При этом проверку поступления сведений по заявлению возможно осуществить с помощью интернет-сервиса ФНС России, размещенного на официальном сайте: http\\:www.nalog.ru.

      Письмо ФНС России от 17.06.2016 № ЕД-4-15/10839

      «О повышении качества налогового администрирования НДС и акцизов при экспорте товаров российскими налогоплательщиками в государства - члены Евразийского экономического союза»

      Согласно подпункту 3 пункта 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Протокол), российский налогоплательщик - экспортер для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов при экспорте товаров на территорию государства - члена ЕАЭС одновременно с налоговой декларацией представляет пакет документов, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) или перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Перечень заявлений).
      В соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 4 Протокола утвержден приказ ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ "Об утверждении формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде" (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2015 № 36943; далее - Приказ).
      Учитывая изложенное, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов российским налогоплательщиком - экспортером товаров в государства - члены ЕАЭС одновременно с налоговой декларацией может представить в налоговые органы:
      либо Заявление с отметкой налогового органа государств - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) на бумажном носителе (при его наличии);
      либо Перечень заявлений на бумажном носителе или в электронном виде по форме согласно приложению № 1 к Приказу , содержащему реквизиты Заявления (Заявлений), информация о котором (которых) поступила в налоговые органы Российской Федерации.
      Проверку поступления сведений по Заявлению (Заявлениям) налогоплательщику следует осуществлять с помощью интернет-сервиса ФНС России, размещенного на официальном сайте:http\\:www.nalog.ru.
      Проверка налоговыми органами сведений, содержащихся в вышеназванных документах, осуществляется в соответствии с разделом 13 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" , утвержденных приказом ФНС России от 08.04.2015 № ММВ-7-15/140@ (далее - Методические рекомендации).
      Следует отметить, что в случае отрицательного результата автоматизированной налоговой проверки сведений, содержащихся в Перечне заявлений, налоговому органу, поводящему камеральную налоговую проверку, следует руководствоваться положениями подпункта 5 пункта 13.1 Методических рекомендаций .
      В этой связи, у налогового органа, проводящего камеральную налоговую проверку отсутствуют основания для истребования Заявлений, реквизиты которых включены в Перечень заявлений.

      Отвечает Александр Сорокин,

      заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

      «ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

      • Скачайте формы