Белая гвардия род жанр направление. Своеобразие идейно-композиционной структуры романа М.А

«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» — роман М.А.Булгакова. Написан в 1922-1929 гг. Первоначально мыслился автором как первая часть трилогии. Предварительные варианты названия: «Белый крест», «Желтый прапор», «Алый мах». Впервые опубликован (частично: 13 глав из 19) в журнале «Россия» (1925, №4 и 5); полностью - двумя книгами: кн.1 - 1927 (Париж), кн.2 - 1929 (Париж и Рига). В СССР полностью издан в 1966 г.

Работа писателя над романом началась, вероятно, в 1920-1921 гг. во Владикавказе (косвенным подтверждением служит роман Ю.Слезкина «Столовая гора»: Булгаков явился прототипом его главного героя, Алексея Васильевича, пишущего роман «Дезертир»). Возможно, образ семьи Турбиных возник в драматургии Булгакова раньше, чем в его эпических произведениях: летом 1920 г. им была написана пьеса «Братья Турбины» (премьера - во Владикавказе 21 октября 1920 г.; текст не сохранился), которая, однако, мало напоминала будущую драму «Дни Турбиных».

Основная работа над романом началась после переезда писателя в 1921 г. в Москву. Первое сообщение о том, что рукопись вчерне окончена, встречается в письме Булгакова Слезкину 31 августа 1923 г.; но работа над текстом продолжалась и в 1924-1925 гг.- С «Белой гвардией» тематически и сюжетно связано несколько рассказов и фрагментов, опубликованных Булгаковым начиная с 1922 г., в ходе создания романа и после его завершения: «Красная корона (Historia morbi)», «Необыкновенные приключения доктора», «В ночь на 3-е число (Отрывок из романа «Алый мах»)», «Налет (В волшебном фонаре)», «Петлюра идет на парад», «Вечерок у Василисы», «Конец Петлюры», «Я убил». События, происходящие в них, связаны с финалом или с «последействием» «Белой гвардии»: главный герой мобилизован петлюровцами, уведен ими, затем совершает побег.

Когда «Белая гвардия» была практически написана, Булгаков 19 января 1925 г. начал и в августе закончил пятиактную пьесу под тем же названием, что и роман; в январе 1926 г. появится вторая редакция этой пьесы, и лишь затем окончательный вариант под названием «Дни Турбиных» (поставлен в 1926 г. во МХАТе).

В последний раз писатель обратился к роману в конце 20-х годов, когда при подготовке рукописи для парижского издательства «Concorde» переработал финальную главу.

Оба эпиграфа к роману - из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина и из Апокалипсиса - актуализируют тему катастрофы. История уподоблена бурному морю, грозящему погубить нерешительного пловца: эта коллизия роднит булгаковский роман не только с «Капитанской дочкой», но и с «Пиром во время чумы» Пушкина, а также с романами Ф.М.Достоевского. Символический, обобщенный образ булгаковского Города ассоциируется с гоголевским «городом-миром», напоминая также об «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Булгаковский человек ощущает себя на грани двух реальностей - исторической и культурной, которые относительно обособлены и противостоят друг другу. Насыщенность культурного пространства цитатами и реминисценциями осознается самими героями «Белой гвардии», воспринимающими все происходящее в проекции многочисленных культурных ассоциаций. Когда впитанная с детства культурная мифология разрушается и жизнь требует возвращения в реальность, персонажи обнаруживают, что эта реальность неуловима, предстает как «тайна и двойственность зыбкого времени». Утрируя тему хаоса, восходящую к романам Пушкина и Достоевского, Булгаков выстраивает ситуацию абсолютного этического кризиса, когда никакой поступок, никакая жизненная позиция не могут быть морально неуязвимыми: незыблемость нравственных принципов становится непозволительной роскошью. Соответственно, никто из персонажей (включая автобиографического героя Алексея Турбина) не может претендовать на вполне адекватное воплощение авторской позиции.

Роман является в полной мере «историческим»: политическая ситуация 1918 - 1919 гг. на Украине отражена здесь явно тенденциозно - в соответствии с определенными творческими задачами; автор откровенно субъективировал восприятие происходящего, не вдаваясь ни в какие тонкости политических программ и создавая обобщенный образ исторического процесса. «Белая гвардия» - роман не о революции, а о гражданской войне, в которой не бывает победителей. Отсюда горькая ирония автора, наблюдающего, как трагедия смешивается с фарсом: акцент делается на «издержках» истории, которая словно сворачивает с магистрального направления и втягивается в кровавый круговорот.

Рисуя современные ему политические события, Булгаков проецирует фабулу и на другие исторические эпохи. Важное значение имеют «римские» аллюзии; историческая ситуация, изображаемая в «Белой гвардии», явно сопоставляется Булгаковым с последними временами античности. Недаром реальный Киев является лишь прототипом романного Города: в этом названии прочитывается «Urbs» - одно из именований античного Рима. Закат римской цивилизации - это период перехода от язычества к христианству, время сосуществования двух культурных парадигм; Киев как центр крещения Руси в этом отношении подобен «вечному городу» - Риму, столице первохристианского мира. Поэтому закономерно взаимодействие в «Белой гвардии» языческих и христианских символов. Сакральность образа булгаковского города усиливается также за счет ассоциаций с Иерусалимом - прежде всего вследствие общности их функций как центров христианства.

Существенную роль в подтексте романа играет топика Троянской войны: мотив войны за восстановление домашнего очага и покоя; травестированное «похищение Елены». Образ Елены Турбиной ассоциируется с мифологической Еленой - покровительницей домашнего очага и одновременно - мореплавателей и моряков: эти две стороны образа соотносятся с булгаковским мотивом Дома-«ковчега» как оплота уюта, семейности в бурном море жизни (дом Турбиных, Александровская гимназия).

Действие романа пародийно соотносится также с историей Франции конца XVIII в. и эпохой наполеоновских войн. Влияние мотивов «Войны и мира» прямо сказывается в создании темы «нового Бородина»: например, парадный зал Александровской гимназии оказывается травестированным Бородинским полем. Однако торжественно заявленная освободительная миссия оказывается невыполнимой: «новое Бородино» не состоялось. Как ни парадоксально это звучит, победу здесь одерживает именно «Наполеон»: Город взят Петлюрой, который (хотя и комически) сопоставлен с Бонапартом.

Основные исторические события в фабульном времени продолжаются несколько более полутора месяцев (51 день) и заключены в промежуток между днем Андрея Первозванного (небесного покровителя Киева и всей Руси) - и праздником Сретения Господня. Привязывая момент завершения события в романе к Сретению, Булгаков, естественно, акцентирует и день Рождества, ибо данные праздники взаимозависимы; («воскрешение» Алексея Турбина связывается с мотивом «преждевременного Рождества»). В римской системе времяисчисления начало событий в романе соотносится с периодом сатурналий, а окончание - с праздником луперкалий. Наряду с «историческим» временем, в качестве своеобразного фона земных событий, с помощью мифопоэтических ассоциаций в романе создан пласт «космического» бытия - уровень внеисторической реальности, проявляющейся в моменты активизации подсознания персонажей (сны и разного рода видения).

Сложная система подтекстных отношений вносит дополнительные смыслы в заглавие романа, который, на первый взгляд, вполне политически конкретен. Дополнительные значения слова «белый» вносятся обоими эпиграфами. Стих из Апокалипсиса переключает семантику в сакральный план (белый цвет - цвет Христа); заголовок тогда читается как «Небесное воинство», «воинство Христово в белых одеждах».

Лит.: Бурмистренко С., Рогозовская Т. Сорок семь дней из жизни Города: Хроника конца 1918 - начала 1919 года // Collegium. Киев, 1995. № 1-2; Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М., 1994; Петровский М. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова //Театр, 1991, №5; Тинченко Я. Белая гвардия Михаила Булгакова. Киев; Львов, 1997; Фиалкова Л А. Пространство и время в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»: К проблеме изучения жанра и композиции произведения // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1986; Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988; Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М., 1997; Milne L. Mikhail Bulgakov: А Critical Вiography. Cambridge, 1990.

Роман имеет кольцевую композицию. Он начинается и заканчивается грозными предчувствиями апокалипсиса. В романе присутствует мотив дьявольщины. С ним связаны такие детали, как преисподняя, ад, куда спускаются Николка с сестрой Най-Турса в поисках его тела, «чертова кукла» Тальберг, черт в рясе на колокольне собора, демон – Шполянский, демон – Шервинский...

Символикой апокалипсиса пронизан весь роман, кровавые революционные события изображены как Страшный суд. Однако апокалипсис в романе – это не только гибель, но и спасение, свет. Писатель показывает, что главная цель человеческого бытия ничего не значит. Наступил, казалось бы, конец света. Но семья Турбиных продолжает жить в прежнем времяизмерении.

Булгаков тщательно описывает все бытовые мелочи, сохраненные в семье: печь (сосредоточение всей жизни), сервиз, абажур (символ семейного очага), кремовые шторы, которые как бы закрывают семью, спасают ее от внешних событий. Все эти детали быта, несмотря на внешние потрясения, остаются такими же, какими и были. Быт в романе – это символ бытия. Когда все вокруг рушится, ценности подвергаются переоценке, быт нерушим. Сумма мелочей, составляющих быт Турбиных, – это культура интеллигенции, тот фундамент, который сохраняет в целости характеры героев.

Мир в романе показан как дьвольский карнавал, балаган. Через театрально-балаганные образы автор показывает хаос истории. Сама история показывается в театральной стилистике: неоднократно меняются игрушечные короли, Тальберг называет историю опереткой; многие герои переодеваются. Переодевается и бежит Тальберг, потом гетман и другие белые, затем бегство захватывает всех. Шполянский похож на оперного Онегина. Он актер, постоянно меняющий маски. Но Булгаков показывает, что это не игра, а реальная жизнь.
Турбины даны автором в тот момент, когда семью постигает утрата (смерть матери), когда в дом вторгаются чуждые ему начала хаоса, разлада. Символическим воплощением их становится новый лик Города. Город предстает в романе в двух временных координатах – прошлом и настоящем. В прошлом он не враждебен дому. Город, с его садами, крутыми улочками, днепровскими кручами, Владимирской горкой со статуей святого Владимира, сохраняя неповторимый облик Киева, праматери русских городов, выступает в романе как символ русской государственности, которую грозят уничтожить волны скоропадщины, петлюровщины, «корявый мужичонков гнев».

Текущие события включаются автором в большое время. Трагичные эпизоды в потоке истории Булгаков часто приоткрывает героям через сновидения. Провидческие сны в романе являются одним из способов отражения глубин подсознания героев. Соотнося реальность с идеальными представлениями, они в символической форме раскрывают всечеловеческую истину. Так, размышляя о происходящем в свете проблем бытия, Алексей Турбин из «первой попавшейся ему книги» («Бесов» Достоевского), «бессмысленно возвращаясь к одному и тому же», вычитывает фразу: «Русскому человеку честь – одно только лишнее бремя...» Но явь перетекает в сон, и когда под утро Алексей засыпает, во сне к нему является «маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку», говорящий: «Голым профилем на ежа не сядешь!.. Святая Русь – страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя». «Ах ты! – вскричал во сне Турбин. – Г-гадина, да я тебя... – Турбин во сне полез в ящик стола доставать браунинг, сонный достал, хотел выстрелить в кошмар, погнался за ним, и кошмар пропал». И снова сон перетекает в явь: «Часа два тек мутный, черный, без сновидений сон, а когда уже начало светать бледно и нежно за окнами комнаты, выходящей на застекленную веранду, Турбину стал сниться Город», – так заканчивается третья глава.

Во снах, прерывающих повествование, выражается авторская позиция. Ключевым является сон Алексея Турбина, когда ему представляется рай, в котором есть Най-Турс и вахмистр Жилин. Рай, в котором есть место и для красных, и для белых, и бог говорит: «Все вы для меня одинаковы, на поле брани убиенные». Один и тот же сон снится и Турбину, и безымянному красноармейцу.

Распад прежней, привычной жизни писатель показывает через разрушение дома, в традициях Бунина («Антоновские яблоки») и Чехова («Вишневый сад»). При этом сам дом Турбиных – тихая «гавань» с кремовыми шторами – становится своего рода центром нравственно-психологической устойчивости автора.

Город, в котором разворачиваются основные события, является пограничной зоной между тихой «гаванью» и кровавым окружающим миром, от которого все бегут. Мотив бега, зарождающийся в этом «внешнем» мире, постепенно углубляется и пронизывает все действие книги. Так в "Белой гвардии" складываются три взаимосвязанных и взаимопроникающих пространственно-временных, сюжетно-событийных и причинно-следственных круга: дом Турбиных, Город и мир. Первый и второй мир имеют четко очерченные границы, а третий без- граничен и потому непонятен. Продолжая традиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Булгаков показывает, что в жизни дома отражаются все внешние события, и только дом может служить героям нравственной опорой.

По некоторым реалиям, обозначенным в романе, можно понять, что действие происходит в Киеве. В романе он обозначен просто как Город. Таким образом, пространство разрастается, трансформируя Киев в город вообще, а город – в мир. Происходящие события приобретают космический масштаб. С позиций человеческих ценностей значимость принадлежности человека к социальной группе утрачивается, а писатель оценивает действительность с позиции вечной человеческой жизни, неподвластной разрушительной цели времени.

Эпиграфы к роману имеют особое значение. Роману предпосланы два эпиграфа. Первый укореняет происходящее в русской истории, второй – соотносит его с вечностью. Их наличие служит знаком избранного Булгаковым типа обобщения – от изображения сегодняшнего дня к его проекции на историю, на литературу ради того, чтобы выявить общечеловеческий смысл происходящего.

Первый эпиграф – пушкинский, из «Капитанской дочки»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. “Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”». Этот эпиграф передает не только эмоциональную тональность «смутного времени», но и воспринимается как символ нравственной устойчивости булгаковских героев на трагическом переломе эпохи.

Ключевые слова пушкинского текста («снег», «ветер», «метель», «буран») напоминают о возмущении мужицкой стихии, о счете мужика к барину. Образ разбушевавшейся стихии становится в романе одним из сквозных и напрямую связан с булгаковским пониманием истории, имеющей разрушительный характер. Самим выбором эпиграфа автор подчеркнул, что речь в его первом романе идет о людях, вначале трагически заблудившихся в железном буране революции, но нашедших в ней свое место и дорогу. Этим же эпиграфом писатель указал и на свою непрерывающуюся связь с классической литературой, в частности с традициями Пушкина, с «Капитанской дочкой» – замечательным размышлением великого рус- ского поэта о русской истории и русском народе. Продолжая традиции Пушкина, Булгаков добивается своей художественной правды. Так, в "Белой гвардии" появляется слово «пугачевщина».
Второй эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова» («И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими...»), усиливает ощущение кризисности момента. Этот эпиграф акцентирует момент личной ответственности. Тема апокалипсиса все время возникает на страницах романа, не давая забыть, что перед читателем – картины Страшного суда, напоминая, что Суд этот осуществляется «сообразно с делами». Кроме того, в эпиграфе подчеркивается вневременная точка зрения на происходящие события. Примечательно, что в следующем стихе Апокалипсиса, хотя он и не включен в текст романа, говорится следующее: «...и судим был каждый по делам своим». Так в подтексте мотив суда входит в судьбу каждого из героев романа.

Роман открывается величественным образом 1918 года. Не датой, не обозначением времени действия, а именно образом: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Время и пространство "Белой гвардии" символично перекрещиваются. Уже в самом начале романа линия библейских времен («И судимы были мертвые...») пересекает синхроническое пространство грозных событий. По мере развития действия пересечение приобретает форму креста (особенно выразителен в финале романа), на котором распята Русь.

Сатирические персонажи романа объединены мотивом «бега». Гротескная картина Города оттеняет трагедию честного офицерства. Используя мотив «бега», Булгаков показывает масштабы паники, охватившей разные слои населения.

Символическим атрибутом изображаемых событий в романе становятся цветовые решения. Трагическая реальность (холод, смерть, кровь) отражается в контрасте мирного заснеженного Города и красно-черных тонов. Одним из наиболее употребительных цветов в романе является белый цвет, являющийся, по мнению автора, символом чистоты и истины. В восприятии автора белый цвет имеет не только политическую окраску, а сокровенный смысл, символизирующий позицию «над схваткой».С белым цветом Булгаков связывал свои представления о Родине, доме, семье, чести. Когда над всем этим нависает угроза, черный цвет (цвет зла, скорби и хаоса) поглощает все остальные краски. Для автора черный цвет является символом нарушения гармонии, а контрастное сочетание белого и черного, черного и красного, красного и голубого подчеркивает трагедию персонажей и передает трагизм событий.

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.

Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «СОШ №103» г. Саратов

Педагогический проект:

учитель русского языка и литературы

Саратов 2013 г.

  1. Пояснительная записка.
  2. Введение
  3. Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
  1. Авторская позиция.
  2. Своеобразие решения темы.
  3. Тема доблести русского офицерства.
  4. Символика романа.
  1. Заключение
  2. Литература

Приложение:

Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» на тему «Человек. Семья. История»

  1. Пояснительная записка

Автор помещает в эпиграф знаменитые строки из Апокалипсиса, согласно которым «судим будет каждый сообразно с делами своими». Тема возмездия за содеянное, тема моральной ответственности за свои поступки, за выбор, который человек делает в своей жизни, - ведущая тема романа. Такое обрамление произведения словами Библии придает ему дыхание вечности, соединяет судьбы человеческие в единую цепь, которая питается из глубины веков и становится историей.

Личность на крутом повороте истории, человек в водовороте событий, образ Времени и нравственная ответственность за выбор в момент трагической ломки - вот что волновало писателя в романе.

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа –

Трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.

Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.

Обоснование проекта: сохранение культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Цель: показать на примере русской интеллигенции трагедию людей, которые стали жертвами истории.

Задачи: понять, как раскрывается человек в ситуации выбора.

  1. Введение

Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих, биографических, методических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.

Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику и оставляя без должного внимания проблемы религиозно-философские и онтологические. Такое, несколько поверхностное толкование приводило к искажению художественного мира М. Булгакова.

За последние двадцать лет точка зрения исследователей творчества М. Булгакова на его произведения изменилась. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей.

Методологической основой исследования послужили труды русских философов рубежа XIX-XX веков Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, М. Гершензона, Н. Трубецкого, П. Струве, П. Флоренского. Литературоведческой базой являются теоретические положения М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.Е. Хализева, Е.Б. Скороспеловой. В исследовании использовались биографический, системно-целостный методы, элементы мотивного, мифопоэтического, интертекстуального анализа, метод религиозно-философской интерпретации текстов.

Методы исследования: анализ методической и художественной литературы.

3. Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1925) и пьесе «Дни Турбиных» (1926). Авторская трактовка изображаемых событий расставляла акценты иначе, чем было принято в официальной литературе «нового общества»: белая гвардия не предстает в виде отрицательных персонажей. В пьесе, претерпевшей не одну переработку, автор уделил особое внимание семье Турбиных, о чем писал П. С. Попов, друг М. А. Булгакова: «Дни Турбиных» - одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя. Можно откинуть стиль, воплощение, игру, общественную значимость, идеологическую заостренность, исторический колорит, можно взвесить и взмерить все эти ингредиенты, и все-таки сверх всего остается еще одна изюминка, в которой «вся соль». Воплощена ли она в символе кремовых штор, елки или небесного занавеса, усыпанного звездами, облекающими мир, но тут есть всепокоряющий стимул жизни, он и выступает так мощно, что стягивает все части». Писатель в романе, а затем и в его драматическом переложении показал трагедию людей, которые стали жертвами истории.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль автора в следующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

3.2.Своеобразие решения темы.

Практически все герои романа имели своих прототипов, а сама «Белая гвардия» писалась на автобиографической основе. По сути, М. А. Булгаков создает гимн верности своему долгу, благородству русского воинства, не способного ценой предательства того, во что верили всю жизнь, спасти свои жизни. По стране поднимается буран, метель, за которой не видно дороги, не видно будущего. Не случайно в качестве эпиграфа писатель берет слова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И каждый определяет дорогу сам, в соответствии со своими жизненными ценностями. Решению авторской задачи подчинена и своеобразная композиция романа. Летописный стиль повествования придает частным фактам более обобщенное звучание и эпическую глубину.

3.3.Тема доблести русского офицерства.

Образ Дома Турбиных становится главным в структуре романа и противостоит символическому образу Города. Сам М. А. Булгаков отмечал, что роман - это «изображение интеллигентстко-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Не столкновение масс изображает писатель в романе, а трагедию конкретных людей. В центре событий оказывается семья Турбиных, автор сделал это намеренно, т.к. считал именно «русскую интеллигенцию самым лучшим слоем в нашей стране». Русское офицерство, предаваемое генералами и используемое в качестве разменной монеты в политических играх, всегда оставалось символом доблести и благородного служения своему народу, своему Отечеству, таковы в романе образы военврача Алексея Турбина, его младшего брата юнкера Николки, поручика Мышлаевского, полковника Най-Турса.

3.4. Символика романа.

В пространстве Дома остается островок прошлой жизни с ее трогательными атрибутами: кремовые шторы, зеленый абажур, печка с изразцами и т.д. За окнами Дома воет вьюга Города, там решается история, там рушится размеренный мир, там решается возможная судьба России. По выражению М. Волошина, М. Булгаков оказался в числе первых русских писателей, кто «запечатлел душу русской усобицы».

4. Заключение

Не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом «Белой гвардии». Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.

  1. Литература
  1. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1991.
  2. Богданова, О.Ю. Интерпретация текста романа «Белая гвардия» // Лит. в шк. - М., 1998. - N 2.
  3. Бузник, В.В. Возвращение к себе: О романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Лит. в шк. - М., 1998. - № 1
  4. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988.
  5. Гуткина, Н.Д. Русская история как «известный порядок вещей»: Щедринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Рус. словесность. - М., 1998. - N 1.
  6. Лопатина, Т.В. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924) : Моление о Доме // Русская литература первой половины ХХ века. - Екатеринбург, 2002.
  7. Лурье, Я. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова: (М.Булгаков и «Война и мир» Л.Толстого) // М.А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. - М., 1988
  8. Петров, В.Б. Нравственные ценности в горниле русской усобицы: По страницам «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Лит. в шк. - М., 2003. - N 3.

Приложение

Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая Гвардия» на тему «Человек. Семья. История».

Ход урока

1. Введение.

Почему мы обращаемся к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?

(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении.)

Какую форму урока лучше выбрать?

(Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии.)

Вспомним правила проведения урока-дискуссии.

(Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо известны, но можно предложить заранее подготовленные распечатки.)

2. Определение темы дискуссии, главных проблем, над которыми будем работать. Предложим ученикам высказывания исследователей творчества Булгакова и самого писателя.

«Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории» (В. Лакшин).

«Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе: дом, родину, семью» (И. Подхватилин).

«И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах - «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая гвардия» - упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение русской интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии» (из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину).

3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования.

В результате обмена мнениями приходим к теме «Человек. Семья. История» и следующим проблемам для исследования:

а) отношения «человек – человек»;

б) отношения «человек - семья – дом» (взаимоотношения, взаимопроникновение);

в) отношения «человек - время – война» (человек - частица истории);

г) отношения «семья - время – война» (значение семьи в смутные времена);

д) отношения «человек - семья – вечность». (Как выжить? В чём спасение?)

4. Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы, интересующий их, и распределиться по группам для работы.

5. Работа в группах: накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию. (Обязательно помнить о правилах работы в группах.)

6. Собственно дискуссия (обмен мнениями).

а) Отношения «человек – человек». Выступающие отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми - искренность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.

б) Отношения «человек - семья – дом». Прежде всего, объясняется само понятие «дом». Дом - жилище, дом - семейные устои, дом - традиции, дом - духовный мир, дом - отечество, дом - мироздание. Особенности дома Турбиных (любовь, уют, покой, традиции, главное - духовные ценности, вера и надежда), притягивающие к нему людей.

в) Отношения «человек - время – война». Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту, прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.

Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, «показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием» (Б. Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.

г) Отношения «семья - время – война». Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого, «равноценны» в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир даёт им?

Особое внимание учащиеся уделяют Елене, её отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это «неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых» (Б. Мягков).

д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и будущим (вечность). Начало и конец романа - что относится к этим пластам? Последняя запись на печке: «Я взял билет на «Аиду»». Почему? (Вечная ценность человеческой жизни - душа, питаемая красотой и любовью.)

Далее разговор идёт о символах романа. Святой Владимир с крестом. (Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест - символ мученичества, покаяния, искупления. «Кто ответит за кровь?») Звезда - символ надежды. Символы цвета.

Главный вопрос: в чём видит Булгаков спасение? (В любви и духовности.)

Финал романа открыт - он приглашает читателя к дальнейшим размышлениям.

7. Заключение.

Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? («Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли». И. Золотусский.)

8. Рефлексия.


На вопрос какие тема и идея в романе белая гвардия? заданный автором Европейский лучший ответ это Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй... » - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи - изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, - а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Тальберг, Шервинский, Лариосик - все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность. (Булгаков не называет его Киевом, он - модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней - большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров» . Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре) . Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.
Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаевский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами» , «контрой». Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске? Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно.. . ох, неприятно.. . напрасно я застрелил его.. . Я, конечно, беру вину на себя.. . я убийца! » (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя) . Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо турбинская порода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после конца Петлюры? Придут красные.. . Мысль остается незаконченной. Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом.

Анализ "Белой гвардии" Булгакова позволяет подробно исследовать его первый роман в творческой биографии. В нем описываются события, происходившие в 1918 году на Украине во время Гражданской войны. Рассказывается о семье интеллигентов, которая пытается выжить в условиях серьезных социальных катаклизмов в стране.

История написания

Анализ "Белой гвардии" Булгакова следует начать с истории написания произведения. Автор начал над ним работать в 1923 году. Известно, что было несколько вариантов названия. Булгаков выбирал также между "Белым крестом" и "Полночным крестом". Он сам признавался, что роман любил больше других своих вещей, обещал, что от него "небу станет жарко".

Его знакомые вспоминали, что "Белую гвардию" он писал по ночам, когда у него холодели ноги и руки, просил, чтобы окружающие согрели воду, в которой он их отогревал.

При этом начало работы над романом совпало с одним из самых тяжелых периодов в его жизни. В то время он откровенно бедствовал, денег не хватало даже на еду, одежда рассыпалась. Булгаков искал разовые заказы, писал фельетоны, выполнял обязанности корректора, стараясь при этом выкроить время для своего романа.

В августе 1923 года он сообщил, что закончил черновик. В феврале 1924 года можно встретить упоминания о том, что Булгаков начал читать отрывки из произведения своим друзьям и знакомым.

Публикация произведения

В апреле 1924 года Булгаков заключил договор об издании романа с журналом "Россия". Первые главы были опубликованы примерно через год после этого. При этом вышли только начальные 13 глав, после этого журнал закрылся. Отдельной книгой роман впервые вышел в Париже в 1927 году.

В России текст целиком издали только в 1966-м. Рукопись романа не сохранилась, поэтому до сих пор неизвестно, каким был канонический текст.

В наше время это одно из самых знаменитых произведений Михаила Афанасьевича Булгакова, которое было неоднократно экранизовано, ставилось на сцене драматических театров. Оно считается одной из самых значимых и любимых многими поколениями работ в карьере этого знаменитого писателя.

Действия разворачиваются на рубеже 1918-1919 годов. Место их - неназванный Город, в котором угадывается Киев. Для анализа романа "Белая гвардия" важно, где разворачивается основное действо. В Городе стоят немецкие оккупационные войска, но все ждут появления армии Петлюры, бои продолжаются всего в нескольких километрах от самого Города.

На улицах жителей окружает неестественная и весьма странная жизнь. В нем много приезжих из Петербурга и Москвы, среди них журналисты, дельцы, поэты, адвокаты, банкиры, которые устремились в Город после избрания в нем гетмана весной 1918 года.

В центре повествования - семья Турбиных. Глава семьи - врач Алексей, с ним ужинают его младший брат Николка, имеющий звание унтер-офицера, их родная сестра Елена, а также друзья всего семейства - поручики Мышлаевский и Шервинский, подпоручик Степанов, которого окружающие зовут Карасем. Все обсуждают судьбу и будущее любимого ими Города.

Алексей Турбин полагает, что во всем виноват гетман, который начал проводить политику укранизации, не допуская до последнего формирования русской армии. И если бы армия была сформирована, то ей удалось бы отстоять Город, под его стенами сейчас не стояли бы войска Петлюры.

Здесь же присутствует супруг Елены, Сергей Тальберг - офицер генерального штаба, который объявляет жене, что немцы планируют оставить город, поэтому им необходимо сегодня же уезжать на штабном поезде. Тальберг уверяет, что в ближайшие месяцы вернется обратно с армией Деникина. Как раз в это время она собирается на Дону.

Русские военные формирования

Чтобы защитить город от Петлюры, в Городе формируются русские военные соединения. Турбин-старший, Мышлаевский и Карась поступают служить под командованием полковника Малышева. Но сформированный дивизион распускается уже в следующую ночь, когда становится известно, что гетман бежал из Города на германском поезде вместе с генералом Белоруковым. Дивизиону больше некого защищать, так как не осталось законной власти.

В это же время полковнику Най-Турсу поручено сформировать отдельный отряд. Он угрожает оружием начальнику отдела снабжения, так как считает невозможным воевать без зимнего снаряжения. В итоге его юнкера получают необходимые папахи и валенки.

14 декабря Петлюра нападает на Город. Полковник получает прямое указание оборонять Политехническое шоссе и при необходимости принять бой. В разгар очередного сражения он отправляет небольшой отряд узнать, где гетманские части. Посыльные возвращаются с новостью, что частей нет, в округе стреляют из пулеметов, а конница неприятеля уже в Городе.

Смерть Най-Турса

Незадолго до этого ефрейтору Николаю Турбину приказывают вести команду по определенному маршруту. Прибыв в место назначения, младший Турбин наблюдает за бегущими юнкерами и слышит команду Най-Турса избавляться от погон и оружия, немедленно прятаться.

При этом полковник до последнего прикрывает отступающих юнкеров. Он умирает на глазах у Николая. Потрясенный Турбин переулками добирается до дома.

В брошенном здании

Тем временем Алексей Турбин, которому было неизвестно о роспуске дивизиона, является в назначенное место и время, где обнаруживает здание, в котором большое количество брошенного оружия. Только Малышев объясняет ему происходящее вокруг, Город в руках Петлюры.

Алексей избавляется от погонов и пробирается домой, встречает отряд неприятеля. Солдаты узнают в нем офицера, потому что на его папахе осталась кокарда, они начинают его преследовать. Алексей ранят в руку, его спасает незнакомая женщина, которую зовут Юлия Рейсе.

Утром девушка на извозчике доставляет Турбина домой.

Родственник из Житомира

В это время в гости к Турбиным из Житомира приезжает кузен Тальберга Ларион, который совсем недавно пережил личную трагедию: его бросила жена. Лариосику, как его все начинают называть, нравится у Турбиных, да и семейство находит его весьма симпатичным.

Владельца здания, в котором обитают Турбины, зовут Василий Иванович Лисович. Перед тем как Петлюра входит в город, Василиса, так его все называют, сооружает тайник, в котором скрывает драгоценности и деньги. Но в окно за его действиями подсмотрел незнакомец. Вскоре к нему заявляются неизвестные, у которых Они сразу же находят тайник, уносят с собой и другие ценные вещи домоуправа.

Только когда непрошеные гости уходят, Василиса понимает, что в действительности это были обычные бандиты. Он бежит за помощью к Турбиным, чтобы они спасли его от возможного нового нападения. Им на выручку отправляется Карась, которому жена Василисы Ванда Михайловна, которая всегда отличалась скупостью, сразу ставит на стол телятину и коньяк. Карась досыта наедается и остается оберегать безопасность семейства.

Николка у родных Най-Турса

Через три дня Николке удается раздобыть адрес семьи полковника Най-Турса. Он отправляется к его матери и сестре. Молодой Турбин рассказывает о последних минутах жизни офицера. Вместе с его сестрой Ириной отправляется в морг, находят тело и устраивают отпевание.

В это время состояние Алексея ухудшается. У него воспаляется рана и начинается сыпной тиф. Турбин бредит, у него поднимается высокая температура. Консилиум врачей решает, что больной скоро умрет. Поначалу все развивается по худшему сценарию, у больного начинается агония. Елена молится, заперевшись у себя в спальне, чтобы спасти брата от смерти. Вскоре врач, который дежурит при постели больного, с изумлением сообщает, что Алексей в сознании и идет на поправку, кризис миновал.

Через несколько недель, окончательно оправившись, Алексей едет к Юлии, которая спасла его от верной гибели. Он вручает ей браслет, когда-то принадлежавший его умершей матери, а после просит разрешения бывать у нее. На обратном пути он встречает Николку, который возвращается от Ирины Най-Турс.

Елене Турбиной приходит письмо от ее варшавской подруги, которая рассказывает о предстоящей женитьбе Тальберга на их общей подруге. Роман завершается тем, что Елена вспоминает свою молитву, к которой обращалась уже не раз. В ночь на 3 февраля петлюровские войска выходят из Города. Вдали громыхает артиллерия Красной Армии. Она подходит к городу.

Художественные особенности романа

Проводя анализ "Белой гвардии" Булгакова, нужно отметить, что роман, безусловно, является автобиографичным. Практически для всех персонажей можно найти прототипы в реальной жизни. Это друзья, родственники или знакомые Булгакова и его семьи, а также знаковые военные и политические фигуры того времени. Даже фамилии для героев Булгаков подбирал, только слегка изменяя фамилии реальных людей.

Анализом романа "Белая гвардия" занимались многие исследователи Им удалось проследить судьбу персонажей практически с документальной достоверностью. В анализе романа Булгакова "Белая гвардия" многие подчеркивают, что события произведения разворачиваются в декорациях реального Киева, который был хорошо знаком автору.

Символизм "Белой гвардии"

Проводя даже кратко анализ "Белой гвардии", нужно отметить, что ключевыми в произведениях являются символы. Например, в Городе угадывается малая родина писателя, а дом совпадает с реальным домом, в котором жила семья Булгаковых до 1918 года.

Для анализа произведения "Белая гвардия" важно разбираться даже в незначительных на первый взгляд символах. Лампа символизирует замкнутый мир и уют, который царит у Турбиных, снег - это яркий образ Гражданской войны и революции. Еще один символ, важный для анализа произведения Булгакова "Белая гвардия", - это крест на монументе, посвященном святому Владимиру. Он символизирует меч войны и гражданского террора. Анализ образов "Белой гвардии" помогает лучше понять, что хотел сказать этим произведением автор.

Аллюзии в романе

Для анализа "Белой гвардии" Булгакова важно изучить аллюзии, которыми он наполнен. Приведем только несколько примеров. Так, Николка, который приходит в морг, олицетворяет путешествие в загробный мир. Ужас и неотвратимость наступающих событий, надвигающийся на город Апокалипсис можно проследить по появлению в городе Шполянского, который считается "предтечей Сатаны", у читателя должно создаться четкое впечатление, что вскоре наступит царство Антихриста.

Для анализа героев "Белой гвардии" очень важно разбираться в этих подсказках.

Сон Турбина

Одно из центральных мест в романе занимает сон Турбина. Анализ "Белой гвардии" часто основывают именно на этом эпизоде романа. В первой части произведения его сны являются своеобразными пророчествами. В первом он видит кошмар, который заявляет, что Святая Русь - это нищая страна, а честью для русского человека является исключительно лишнее бремя.

Прямо во сне он пытается застрелить кошмар, который его мучает, но тот исчезает. Исследователи считают, что подсознание убеждает Турбина скрыться из города, отправиться в эмиграцию, но в действительности он даже не допускает мысли о побеге.

Следующий сон Турбина уже с трагикомическим оттенком. Он является еще более явным пророчеством грядущих событий. Алексею снятся полковник Най-Турс и вахмистр Жилин, которые попали в рай. В юмористической манере рассказывается, как Жилин добрался до рая на обозах, а апостол Петр их пропустил.

Ключевое значение приобретают сны Турбина в финале романа. Алексей видит, как Александр I уничтожает списки дивизионов, будто бы стирая из памяти белых офицеров, большинство из которых к тому моменту мертвы.

После Турбин видит собственную смерть на Мало-Провальной. Считается, что этот эпизод связан с воскрешением Алексея, которое наступило после болезни. Булгаков часто вкладывал большое значение в сны своих героев.

Мы провели анализ "Белой гвардии" Булгакова. Краткое содержание также представлено в обзоре. Статья может помочь учащимся при изучении этого произведения или написании сочинения.