Неоконсервативная революция. Лабораторная работа по истории Что такое неоконсервативная революция

Структурный кризис 1970-х г. при-вел к дискредитации идеи «государства благосостояния» и выявил целый ряд серьезных просчетов кейнсианской теории. Переоценка возможностей дефицитного финансирования привела к настоящему обвалу финансовой системы в ведущих странах Запада. Кейнсианская теория не предусматри-вала возможность инфляционного роста цен, не прекращающегося даже в периоды неполной занятости и падения уровня производства. Не давала она ответ и на ключевой вопрос: как достичь экономического роста без допол-нительных капитальных затрат, без наращивания ресурсной базы производ-ства. Не менее серьезным недостатком кейнсианства было тривиальное представление о социальных факторах, оказывающих влияние на рыночный процесс. Конечно, макроэкономическая схема взаимодействия «совокупно-го предложения» и «совокупного спроса» не исключала значимость челове-ческого фактора. Но речь шла лишь о потребительском поведении. Творчес-кий потенциал личности, стремление к независимости, к свободному само-определению, равно как и приверженность культурным традициям, нрав-ственным устоям, политическим идеалам в этой схеме практически не учитывались. Таким образом, кейнсианство являлось не только экономичес-кой теорией, но и вполне определенной социальной философией, присущей «обществу потребления». И в этом качестве кейнсианство оказалось наибо-лее уязвимым.

Во второй половине 1970-х гг. на лидирующие позиции в мировой экономической науке стало выдвигаться неоконсервативное направление. Концептуальную основу неоконсервативной политэкономии составили мо-нетаризм и теория предложения (supply-side economics).

Теория предложения представляла собой не четко очерченную экономи-ческую концепцию, а скорее комплекс практических рекомендаций, в первую очередь - по проблемам долгосрочного развития. Среди ее представителей было достаточно много сторонников синтеза идей различных экономических школ и направлений. Основы теории предложения разработали американс-кие экономисты А. Лаффер, Р. Риган. М. Фелдстайн. Они отвергали любые доводы о возможной эффективности государственного регулирова-ния, хотя рассматривали его как неизбежное зло. деформирующее есте-ственные механизмы рыночной экономики. Поэтому основной задачей в условиях провала кейнсианской стратегии считалось не тотальное «разго-сударствление», изменение объекта регулирования - перенос акцентов со стимулирования спроса на долгосрочное регулирование факторов совокуп-ного предложения (т.е. факторов производства). В качестве наиболее дей-ственных методов назывались отказ от прогрессивного налогообложения, снижение налоговых ставок на доходы, капитал, дивиденды и заработную плату, ликвидация бюджетного дефицита (при принципиальном отделении бюджетной политики от денежной), сокращение социальных программ как сдерживающих трудовую активность населения, широкая приватизация государственного сектора.

Ведущими представителями монетаристской теории являлись М. Фрид- мен, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лэйдлер, М. Паркин. В отличие от теории предложения монетаризм основывался на комплексном макроэкономичес-ком анализе, претендовал на роль оригинальной экономической парадигмы. Фридмен предложил рассматривать экономическое пространство как пере-сечение двух относительно автономных секторов - «реальной экономики» и денежной сферы. В «реальной экономике», т.е. сфере воспроизводства, государство не может брать на себя роль основного регулирующего начала. В ней главенствуют такие естественные рыночные факторы, как динамика нормы прибыли, занятость, спрос, предложение. Но нормальное функцио-нирование «реального сектора» зависит от постоянства, предсказуемости, преемственности процессов, происходящих в денежной сфере. Стабилиза-ция финансовой системы должна быть основной целью государственной экономической политики.

Ключевым инструментом финансовой политики монетаристы счита-ли регулирование объема денежной массы. Изменение его прямо пропор-ционально влияет на совокупный спрос и тем самым стимулирует произ-водителей. Но избыток денежной массы порождает инфляцию. Разделяя два основных вида инфляции - «ожидаемую» и «непредвидимую», моне-таристы считали ожидаемую инфляцию естественным свойством совре-менной экономики. Природа ее заключается в стремлении субъектов рыночных отношений оптимизировать свое положение на рынке, исполь-зовать условия свободной конкуренции для повышения эффективности производства. Задача государства в этой ситуации - создать условия для максимальной рационализации инфляционных процессов и воспрепят-ствовать развитию «непредвиденной» инфляции (деформированного рос-та цен, не связанного с рыночным поведением). Основным источником «непредвиденной» инфляции считалась деятельность профсоюзов, на-правленная на опережающий рост доходов трудящихся, а также «мягкая» кредитно-денежная политика государства.

Монетаристы не отвергали возможность использования финансово- кредитной политики для поощрения или сокращения спроса и предложе-ния. Но считалось, что это средство может быть использовано только в краткосрочной перспективе. Любое структурное вмешательство государ-ства, в том числе перераспределение национального дохода через бюджет-ные программы, подавление инфляции административными методами, на-вязывание искусственных условий найма рабочей силы, создание крупного государственного сектора производства, может вызвать необратимые разру-шительные изменения в рыночной инфраструктуре.

Выступая против кейисианских методов структурной политики, монета-ристы особое внимание уделяли проблеме занятости. Они выделяли несколь-ко форм безработицы, имеющих разную природу и значение. Так называемая «равновесная безработица» рассматривалась в качестве постоянного явления, отражающего динамику взаимодействия предложения рабочей силы и спроса на нее. С учетом таких дополнительных факторов, как миг рации рабочей силы, низкая информационная обеспеченность рынка труда, его инерцион-ность по отношению к совершенствованию технологической базы, образуется «естественная безработица». Норма «естественной безработицы» - это один из факторов, отражающих реальное состояние экономики. При глубоких структурных и технологических изменениях в экономике, разнообразных общественных кризисах и природных катаклизмах может возникнуть «вынуж-денная безработица», связанная с массированным перемещением рабочей силы и перепадах в спросе на нее. И, наконец, четвертая, и самая опасная форма безработицы - «кейнсианская», возникает, по мнению монетаристов, в результате систематического государственного вмешательства на рынке труда. Государственный патернализм, искусственное снижение нормы «естествен-ной безработицы» (за счет бюджетных расходов, занижения процентных ставок кредитов и т.д.) порождает социальную пассивность и иждивенчество. Поэтому задачами государства на рынке труда является не обеспечение полной занятости, а профилактика «вынужденной безработицы» с помощью развития системы профессионального обучения, повышения информацион-ной эффективности рынка труда и т.д.

Модель макроэкономической политики, предложенная монетариста-ми, получила широкое распространение в 1980-х гг. По примеру политики администрации президента Р. Рейгана в США и кабинета М. Тэтчер в Великобритании эти реформы, крайне идеологизированные, связанные с показным отказом от традиций «государства благосостояния», получили название «неоконсервативной революции». Схожие с «рейганомикой» и «тэтчеризмом» преобразования осуществляли также западногерманские хри-стианские демократы, итальянские и испанские социалисты, французские неоголлисты. В этих случаях идеологическое обоснование реформ было не таким конфронтационным, а их динамика - не столь стремительна. Но, в целом, использовался достаточно универсальный набор методов экономи-ческого регулирования.

Ратуя за сокращение государственного вмешательства в экономику, неоконсерваторы не отказывались от него полностью. Вместо широкомас-штабного стимулирования совокупного спроса ставка была сделана- на комплексное развитие факторов предложения. Причем речь шла не о прямом стимулировании производства со стороны государства, а лишь об обеспечении условий для его естественного устойчивого развития. Основ-ные мероприятия касались структурно-отраслевой политики и «финансо-вого оздоровления».

Структурная политика неоконсерваторов не решала задачу формиро-вания определенного отраслевого баланса. Ее главной целью являлась целевая поддержка тех форм бизнеса и видов производства, которые явля-лись принципиально важными для национального экономического разви-тия, но предполагали высокую степень предпринимательского риска. К этой категории были отнесены наукоемкие производства и малый бизнес.

Поддержка НИОКР не была новым направлением государственного регулирования. Но особенностью развития этой сферы в 1980-х гг. стало резкое увеличение прямого государственного финансирования. Если в пери-од НТР значительную активность в области НИОКР проявлял и частный капитал, то с 1970-х гг. доля негосударственных инвестиций здесь суще-ственно сократилась. В 1979-1992 гг. в ведущих странах Запада государство обеспечивало уже до половины всех расходов на НИОКР, а их суммарные величины увеличивались колоссальными темпами (в США - с 56,6 до 161 млрд долл. в год, в Германии - с 12,5 до 36,1 млрд долл., во Франции - с 8 до 25,2 млрд долл., в Великобритании - с 8 до 20,2 млрд долл.). Но наращивание государственных расходов на область НИОКР отнюдь не означала ее огосударствление. Основная часть инвестиций реализовывалась частным бизнесом на конкурентной основе. Широкой практикой стала выдача грантов на исследовательские программы, целевое финансирование отдельных программ, заключение прямых контрактов на разработку новой продукции и технологии, предоставление государственных гарантий займов в коммерческих банках при условии целевого использования этих займов в сфере НИОКР. Важную роль сыграла и активная налоговая поддержка наукоемких производств. Так, например, в США в 1981 г. был принят «Закон о налогах в целях оздоровления экономики», согласно которому при 25 %-ном росте расходов на НИОКР соответствующим образом уменьша-лась налогооблагаемая база предприятия. До 20 % была снижена налоговая ставка на прибыль от операций с ценными бумагами фондов, специализиру-ющихся на НИОКР. Действовала и особая практика налоговых инвестици-онных кредитов, согласно которой до 10 % стоимости приобретаемого нового оборудования вычиталось из налогов предприятия и оформлялось как долгосрочный государственный кредит.

Стимулирование малого бизнеса также происходило главным образом за счет налоговых льгот. Малые и средние предприятия были более приспо-собленными для быстрой апробации новейших технологий, гибкой коррек-тировки рыночной стратегии. Но они же оказывались крайне уязвимыми в условиях колебаний рыночной конъюнктуры. Поддержка со стороны госу-дарства позволяла сократить степень предпринимательского риска и пре-вратить малый бизнес в важный компонент системы общественного вос-производства. Английские и французские экономисты определили целью такой политики создание «правильной сети экономики» - обеспечение эффективного соотношения мелкого, среднего и крупного бизнеса в общей структуре предпринимательства. Такой баланс позволял сгладить цикличес-кие колебания экономической конъюнктуры, уменьшить влияние субъек-тивных факторов, порожденных высокой концентрацией производства и централизацией капитала.

Традиционная антитрестовская политика, ориентированная на борьбу против крайних форм монополизма, в эпоху «неоконсервативной револю-ции», напротив, утратйла свое значение. Степень административного контро-ля над рыночной деятельностью монополистических объединений чрезвы-чайно уменьшилась. Действия антитрестовских законов распространялись лишь на процесс слияния фирм, а также на самые радикальные проявления демпинговой ценовой политики. В остальном противодействие процессу монополизации сводилось именно к поддержанию альтернативных форм бизнеса, обеспечению дополнительных факторов конкуренции на рынке.

Особое значение неоконсерваторы придавали реформам в «структур- но-мотивационной» сфере. Объектом государственного регулирования здесь являлся комплекс факторов, обеспечивающих личностные стимулы к накоп-лению, индивидуальной инвестиционной и предпринимательской активнос-ти. В качестве наиболее действенного метода рассматривалось сокращение налогов, а также снижение уровня прогрессивности налоговой шкалы. Так, например, в США в период правления Р.Рейгана предельная (высшая) налоговая ставка снизилась почти на 30%. Предполагалось, что более равномерное распределение налогового бремени среди населения создаст большие стимулы для экономической активности наиболее имущих слоев, а будущее расширение налоговой базы, вызванное ростом производства, компенсирует временные потери бюджета. Общее сокращение налогового бремени вело не только к заметному оживлению инвестиционного климата, но и отражалось на психологическом состоянии общества, подрывало урав-нительные, иждивенческие настроения. В сочетании с государственной поддержкой новаторских производств и малого бизнеса, поощрением льгот-ных форм кредитования такая политика позволяла рассчитывать на значи-тельный рост экономической активности и самостоятельности самых широ-ких слоев населения, изменение социального облика предпринимательства.

Успех структурных преобразований во многом зависел от способнос-ти неоконсервативных правительств добиться стабилизация бюджетно-де- нежной сферы. Залогом решения этой задачи являлось снижение уровня инфляции. Основными антиинфляционными мерами стали ужесточение контроля над денежным обращением и кредитной политикой, а также всемерное сокращение расходной части государственного бюджета. В свете общего курса на дерегулирование экономики последнее направление было особенно важным. Неоконсерваторами осуществлялось сокращение госу-дарственного сектора экономики - полное или частичное сворачивание нерентабельных, устаревших производств, а также широкая приватизация государственных предприятий. Целесообразность приватизации объясня-лась повышением эффективности производства при переходе его в частную собственность, освобождением бюджета от затрат на модернизацию пред-приятий государственного сектора, а также прямыми финансовыми поступ-лениями в бюджет в ходе самой приватизации.

Политика «жесткой экономии», проводимая неоконсерваторами, так-же предполагала частичное свертывание социальных бюджетных про-грамм, коммерциализацию системы здравоохранения, образования, отказ от крупномасштабных программ по решению жилищного вопроса и т.д. Радикально менялась государственная политика в сфере занятости. Был пересмотрен порядок социальных выплат многим категориям безработ-ных. Приоритетными направлениями, как правило, признавались поддер-жка семей, живущих за официально признанной чертой бедности, и выплата пособий по безработице на страховой основе. Право на обычные пособия по безработице предоставлялось только лицам, официально заре-гистрировавшимся на бирже труда, имеющим определенный стаж работы перед увольнением и вносившим взносы в фонд по безработице (в такие фонды отчисления делают и предприниматели - в ФРГ до 50 % общих сумм, во Франции до 70%). При сохранении достаточно существенных размеров пособий (в США - 50 % средней заработной платы, во Фран-ции - 40 %. в ФРГ - более 60 %) были уменьшены сроки выплат пособий. Вместе с тем значительно расширялись меры по стимулированию индиви-дуальной профессиональной подготовки и образования, что должно было обеспечить большую гибкость рынка труда и ликвидировать саму причи-ну массовой безработицы.

Основной пик неоконсервативных реформ пришелся на первую поло-вину 1980-х гг. Результаты же их оказались достаточно противоречивы. С одной стороны, «неоконсервативная революция» немало способствовала мобилизации созидательного потенциала рыночной системы, интенсифика-ции процесса воспроизводства. В результате пересмотра принципов госу-дарственного регулирования снизились темпы инфляции, значительно акти-визировался частный инвестиционный рынок. Стабилизировался уровень занятости. Темпы экономического роста уступали «золотому» послевоенно-му двадцатилетию, но значительно отличались от показателей 1970-х гг. Расчеты динамики ВВП в крупнейших странах Запада за периоды 1950— 1973, 1973-1980 и 1980-1990 гг. показывают рост валового продукта в расчете на душу населения в США соответственно на 61, 8 и 18%. в Великобритании - на 77, 7 и 23%, в Германии - на 202, 16 и 19%, во Франции - на 147, 16 и 19 %, в Италии - на 200, 24 и 23 %. Казалось, что был найден рецепт решения ключевых макроэкономических проблем, по-рожденных структурным кризисом 1970-х гг.

Однако неоконсервативные реформы вызвали неоднозначную реак-цию в обществе. Резкий поворот экономической стратегии, глубокая ломка сложившейся системы социального обеспечения и трудовых отношений оказались слишком болезненны. Особенно пострадали те слои населения, которые привыкли к системе государственных социальных гарантий, к стабильному росту уровня жизни. Ставка на саморазвитие рыночных ин-ститутов, реанимация ультралиберальной рыночной психологии в обществе не учитывали опыт послевоенного развития Запада. Поэтому уже в 1990-х гг. практически во всех странах Запада, на фоне прихода к власти нового поколения политической элиты, начался отход от принципов неконсерва-тивной политики.

Лекция №2

Тема: Проблемы мирового развития и политическая борьба в странах Европы и Северной Америки

План

I. Неоконсервативная революция в странах Запада. Неоконсерваторы и христианские демократы у власти

II. Политика третьего пути. Социал-демократы. Либералы.

III. Закат коммунистической идеологии конце XX – начале XXI веков. Лево и праворадикальные силы

IV. Разнообразие организаций гражданского общества

V. Дискуссия о кризисе демократии и распаде социальных связей

Неоконсервативная революция в странах Запада. Неоконсерваторы и христианские демократы у власти

В политике стран Запада можно выделить три периода. В 1980-е гг. особенно ярко в Великобритании и США началась «неоконсервативная революция» - к власти пришли с новой программой консерваторы(Р. Рейган в США и М. Тетчер в Великобритании), которых назвали неоконсерваторами. Изменение в политике, экономике, социальной сфере, которые они осуществили, были революционными. Это был переход к новой эпохе, которая стала политическая идеология неоконсерватизма. Три главные черты эпохи - становление постиндустриального общества, начавшийся процесс глобализации, закат социализма как общественной системы. Этим трём вызовам времени неоконсерваторы нашли ответ, более того, их политика подтолкнула эти процессы.

Пропагандисту неоконсерватизма в США Ирвингу Кристолу удалось выразить программную и мировоззренческую основу неоконсерватизма.

Он выделил восемь пунктов. Вот некоторые из них:

1.Неоконсерватизм-реакция на негативные последствия массированного вмешательства государства в экономику.

2.Неоконсерватизм ориентирован на решении конкретных программ.

3.Неоконсерваторы принимают либерально-демократические принципы, но не считают их идеалом.

4.Неоконсерваторы считают семью и религию незаменимыми столпами здорового общества.

Акцент на патриотизме, верности традициям был характерен как для Рональда Рейгана, так и для Маргарет Тэтчер, а так же для неоконсерватизма как интернационального явления.

Неоконсерваторы выступили за ограничение роли государства для высвобождения частной предпринимательской инициотивы, но не потому.что это соответствует неким идеалам, а только потому, что такой подход высвобождает в обществе естественные силы и соответствует идее консервативного индивидуализма. В своей экономической политике они использовали идеи либеральных экономистов, но опирались на консервативное мировоззрение, поэтому их и назвали неоконсерваторами.

Впервые у консервантов проявилась своя экономическая политика. После Второй мировой войны и до 1970-х гг., в развитых странах проводилась экономическая политика по рецептам Кейнса. Она решала две главные проблемы: угроза перепроизводства, а также массовой безработицы. Она перестала работать, когда начали менятся сами основы производства и потребления, структура занятости, ценности и жизнеустремления людей. Инфляция и безработица стали расти, одновременно, чего раньше никогда не было.


Вот в этой ситуации неоконсерваторы пришли к власти с новой программой. Экономическая политика неоконсерваторов базировалась на теориях, которые разработали Фридрих фон Хайек, Артур Лаффер, Милтон Фридмен и др. Ф.фон Хайек выдвинул теорию спонтанной самоорганизации как главного вектора развития, Артур Лаффер выявил закономерность: чем выше налоги, тем меньше они собираются. Главная заслуга М.Фридмена-открытие механизма инфляции.

Экономический курс неоконсерваторов: приватизация, отказ от прямого вмешательство государства в экономику, снятие ограничений на частную хозяйственную инициативу, снижение налогов, уменьшение государственных расходов и т.д.Главное в этом курсе- ставка на саморегулирование рынка.

Политика третьего пути. Социал-демократы. Либералы.

Третий путь.

Термин «третий путь» особенно часто стал использоваться в конце 1990-х годов при описании идеологии, которая лежала в основе действий целого ряда социалистических партий. Их политика строилась на развитии новых возможностей и достижении социальных целей с опорой на капитализм. Многие социал-демократические партии Европы (в том числе лейбористская партия в Великобритании и социал-демократическая партия в Германии) переключились в этот период на третий путь.

Первый путь был представлен курсом правительств «новых правых» в 1980-е годы. Акцент в проводимой ими политике делался на свободный рынок, что способствовало еще большему социальному расслоению общества. Значительная часть общественного богатства не инвестировалась, а потому не распределялась между членами общества, что привело в итоге к появлению «низшего класса», представители которого чувствовали себя выброшенными на задворки общества, оказались лишенными работы, власти и перспектив.

Второй путь - путь социал-демократии, которая ратовала за национализацию ключевых отраслей и инфраструктуры коммунальных услуг.

Третий же путь предполагал сохранение частной собственности с параллельным пересмотром характера ее функционирования, распространение традиционной ответственности компаний перед их акционерами на более широкое сообщество, включающее клиентов, наемных работников и территории, где компании располагались.

В основе третьего пути лежала идея объединения усилий ради большей социальной справедливости, создания в рамках рыночной экономики более широких возможностей для всех. Свою задачу социал-демократы видели в оснащении людей навыками и знаниями, необходимыми для успешной работы на предельно гибком и постоянно меняющемся рынке труда современного капитализма. Кроме того, третий путь можно представить как систему реформ, призванных придать работе рыночного механизма большую плавность.

Динамичный рынок требовал гибкости, обеспечить которую мешало наличие постоянно исключаемого из сферы экономической и социальной жизни низшего класса. Экономика, построенная на участии всех заинтересованных сторон, должна была таким образом обеспечить и большую экономическую эффективность, и более высокий уровень социальной справедливости.

Социал-демократия.

Социал-демократия придерживается реформистской (ревизионистской) традиции в социализме и исходит из того, что решать проблему социального неравенства следует через более активные действия государства в рамках существующей структуры капиталистической экономической системы. Влияние социал-демократии возросло после 1945г., когда считалось, что в ряде стран капитализм сумел обеспечить рабочему классу немалые блага (как, например, более высокий уровень жизни и возможность социальной мобильности), что, в свою очередь, снизило уровень противостояния социальных классов.

Особую роль в выработке политики социал-демократии сыграл лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он утверждал, что рыночная экономика вкупе с усилиями государства по контролю за уровнем спроса способна эффективно работать на разрешение проблемы безработицы. Предложенная Кейнсом политика управления спросом была взята на вооружение рядом социалистических партий как альтернатива государственному контролю над экономикой.

Кроме того, социал-демократия стремилась решить социальные проблемы, от которых страдают беднейшие слои общества, через построение государства всеобщего благосостояния. Под этим понятием подразумевается механизм перераспределения ресурсов в рамках самого общества, поскольку финансироваться всеобщее благополучие должно за счет государственных средств, полученных в виде налогов с дохода, и таким образом богатые должны участвовать в поддержании здоровья и материального достатка бедных. Социал-демократия также ассоциируется с другими проектами, цель которых состоит в облегчении доступа малоимущих сограждан к ряду социальных благ, включая жилье и образование.

Между социал-демократами и ортодоксальными социалистами существует несколько ключевых различий. Первые рассматривают национализацию лишь как одно из многих возможных средств сохранения влияния государства на экономику. Ортодоксы считают, что политика социал-демократов, скажем, по созданию государства всеобщего благосостояния не столько способствует построению социалистического общества, сколько мешает развитию классового самосознания и, следовательно, продлевает век капитализма.

Либерализм.

Современный либерализм зародился в процессе борьбы за свободу вероисповедания, развернувшейся в Западной Европе в конце XVI и в XVII веках. Характерная для того периода тесная взаимосвязь между церковью и государством обусловила необходимость параллельного решения религиозных и политических вопросов. Теоретики либерализма утверждали, что общественный строй являлся своего рода контрактом (или пактом), добровольно заключаемым его сторонами, а не некой ниспосланной Богом структуре. Теория социального контракта разрабатывалась, в частности, Томасом Гоббсом (1588-1679) и Джоном Локком (1632-1704). Поскольку либеральные философы исходили из того, что форма правления возникает в результате рационального выбора тех, кто впоследствии подтверждает свое согласие на ее функционирование, права личности находились в центре их внимания. Народ рассматривался как первоисточник политической власти, а правительство обладало легитимностью лишь до тех пор, пока действовало с одобрения народа.

Либерализм как политическая доктрина проповедует индивидуализм и ратует за максимальные права и свободы личности не в ущерб свободе и правам других людей. Отцы доктрины рассчитывали реализовать свои идеи через работу над ограничением власти, воспрепятствование вмешательству государства в повседневную жизнь его граждан, утверждая, что в противном случае личность дегуманизируется, так как с нее снимается ответственность за собственное благополучие, и человек начинает зависеть от кого-то еще, кого может винить во всех своих бедах и неудачах. Как экономическая доктрина либерализм традиционно ассоциируется со свободным рынком, либеральным капитализмом и свободой торговли.

Сознание того, что социальные проблемы, в частности безработица и бедность, определяются общеэкономическими факторами, над которыми индивид не властен, вылилось в существенную корректировку либеральной идеологии. Во многих странах либералы приветствуют усилия государства по социальной поддержке населения и участие в управлении экономикой. Современными проводниками традиционных принципов либерализма стали в 1980-е годы «новые правые».

Падение эффективности социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, которому не удалось обеспечить «всеобщее благоденствие», вызвали поиск новых путей развития общества.

1. Неоконсерватизм

Сторонники идей Дж. Кейнса, выступавшие за активное вмешательство государства в социально-экономические отношения, оказались не способны решить возникшие проблемы. Коммунисты, социал-демократы и многие либералы считали, что в сложившихся условиях необходимо дальнейшее усиление роли государства в экономике.

Против этого выступали приверженцы неоконсерватизма. Его идеологами стали Ирвинг Кристол, Норман Подгорец, Майкл Новак. Главными идеями неоконсерваторов были возрождение традиционных моральных ценностей и модернизация экономики с опорой на частных предпринимателей.

Неоконсерваторы расценивали государство «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, ограничивающего свободу граждан, вытесняющего дух предпринимательства. Они призывали к сокращению роли бюрократии. В основе экономической теории неоконсерватизма лежали идеи Милтона Фридмэна - лидера так называемой чикагской школы учёных-экономистов. Он считал, что государство должно поддерживать не потребителя товаров, а их производителя путём сокращения налогов на прибыль. Расширение производства в конечном итоге должно привести к удешевлению продукции и, следовательно, к повышению уровня жизни населения. Поэтому основное внимание надо уделять не перераспределению доходов, а обеспечению постоянного экономического роста, повышению эффективности и рентабельности производства. В этом случае, полагал Фридмэн, возникнут новые рабочие места, а цены будут снижаться.

Неоконсерваторы доказывали, что «общество благосостояния» привело к упадку традиционные для стран Запада моральные ценности и виной тому высокий уровень социальной защищённости.

Неоконсерваторы критиковали людей, предпочитавших жить не на зарплату, а на пособие по безработице. Хотя таких было не более 2% трудоспособного населения, у работавших и плативших налоги граждан создавалось впечатление, что за их счёт кормят бездельников. Отмечалось, что на смену стабильным семейным отношениям пришла аморальная «сексуальная революция». Начавшаяся эпидемия СПИДа, согласно взглядам президента-неоконсерватора Р. Рейгана, была карой свыше за распущенность нравов. Он даже выступал против выделения государственных средств на борьбу «с этой заразой».

В то же время они не являлись сторонниками полного отказа от вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Речь шла о децентрализации и частичном сокращении социальных программ.

Децентрализация означала передачу части функций по проведению социальной политики от центральных органов власти к местным. Социальные программы становились адресными, когда помощь предоставлялась только тем гражданам, которым она была жизненно необходима. Убеждая людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом, неоконсерваторы пытались стимулировать активность гражданского общества и частного бизнеса.

Из работы И. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984)

Неоконсерватизм является течением мысли, возникшем в академической интеллектуальной среде и вызванным разочарованием в современном либерализме.<...>

Неоконсервативным концепциям полностью соответствует консервативное государство всеобщего благоденствия, удачно названное «государством социального страхования». Такое государство берёт на себя известную долю ответственности, перестраивая отношения, которые складываются между людьми на свободном рынке, с тем, чтобы придать им более «гуманную окраску».<...>

Неоконсерваторы считают семью и религию незаменимыми столпами здорового общества. Они отводят особую роль этим связующим институтам свободного общества, которые примиряют требования жизни и общества со стремлением к свободе. Большинство неоконсерваторов верит в то, что последней надеждой человечества является интеллектуально и морально обновлённый либеральный капитализм.

Почему неоконсерваторы придавали большое значение защите традиционных ценностей?

2. Социально-экономическая политика неоконсерватизма

К концу 1970-х гг. в США и многих странах Западной Европы к власти пришли неоконсерваторы. Начавшаяся эпоха неоконсерватизма связана прежде всего с именами Маргарет Тэтчер - премьер-министра Великобритании от консервативной партии, занявшей этот пост в 1979 г., республиканца Рональда Рейгана - президента США в 1980-1988 гг., Гельмута Коля - лидера партии Христианско-демократического союза и канцлера ФРГ в 1982-1998 гг.

Свою главную задачу неоконсерваторы видели в модернизации экономики. Поэтому их политика часто характеризовалась как «революционная».

  • Новые власти отказались от дотирования убыточных производств. Те из них, которые принадлежали государству, продавались частным компаниям на льготных условиях. Так, в Великобритании за 1979-1998 гг. государственный сектор сократился на 2/3, а бюджет получил от продажи госпредприятий 80 млрд фунтов стерлингов.
  • Значительная часть муниципального жилья была приватизирована и передана в руки квартиросъёмщиков. Это привело к расширению слоя собственников.
  • Важную роль играла политика экономии на бюджетных расходах, что привело к снижению инфляции, позволило остановить рост цен. Началось сокращение численности государственных служащих. Приватизация жилья освободила местные органы власти от расходов по ремонту домов, систем коммунального обслуживания и т.д.
  • Была реформирована социальная политика. Многие социальные программы передавались в ведение местных властей. Часть средств, ранее выделявшихся в качестве пособий малоимущим, теперь предоставлялась им уже в виде кредита на открытие своего малого предприятия, своего «дела». Организовывались специальные курсы для начинающих предпринимателей. Благодаря этому значительная часть ранее нуждавшихся приобрела независимый от государства источник дохода.
  • Вводились налоговые льготы для производителей, внедрявших новых технологии и модернизировавших производство. Это привлекло капиталы ТНК в развитые страны, повысило уровень деловой активности. Постепенно снимались преграды на пути свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы в странах Западной Европы и США. Ускорение интеграционных процессов позволило шире использовать преимущества международного разделения труда.

Меры, осуществлённые в рамках «неоконсервативной революции», заложили основу формирования информационного общества. Быстро возросли инвестиции в отрасли промышленности, активно использовавшие достижения научно-технического прогресса.

Главным итогом неоконсервативной политики стала структурная перестройка экономики. Возникли предпосылки для дальнейшего ускоренного развития самых передовых производств. Внедрялись энерго- и ресурсосберегающие технологии, начался процесс автоматизации и роботизации производства, то есть использования более производительной техники.

Например, в Соединённых Штатах за период 1979-1988 гг. основной капитал в обрабатывающей промышленности увеличился на 70%, а производственные мощности - на 115%. Иначе говоря, новое оборудование было примерно в 1,5 раза производительней старого. В Великобритании строились новые предприятия биотехнологической, химической, электротехнической, электронной промышленности и приборостроения.

3. Неоконсервативная модернизация

Наиболее последовательно неоконсервативная модернизация экономики осуществлялась в США и Великобритании. Медленнее и сложнее этот процесс шёл в странах континентальной Западной Европы. В значительной мере это объясняется тем, что неоконсервативной политике активно противодействовали профсоюзы. Их беспокоило закрытие убыточных предприятий и сокращение рабочих мест, что вело к падению уровня жизни трудящихся. Так, например, в США в результате пересмотра социальной политики доля лиц, живущих ниже черты бедности с 1979 по 1993 г. (период «неоконсервативной революции»), возросла с 11,7 до 15,1%. Несмотря на это, сопротивление профсоюзов в Соединённых Штатах было относительно слабым. В американских профсоюзах состояло менее 16% наёмных рабочих, а их руководство традиционно ориентировалось на социальное партнёрство.

Неоконсерваторы в США и Великобритании заняли жёсткую позицию в отношении профсоюзного движения. В случаях, когда профсоюзы организовывали забастовки, наносившие ущерб гражданам и экономике страны, использовались репрессивные меры. В США подвергся разгрому профсоюз авиадиспетчеров. Начатая им забастовка была признана незаконной, руководство профсоюза привлекли к суду, а работу в аэропортах взяли на себя военные диспетчеры. В Великобритании М. Тэтчер, получившая прозвище «железная леди», не пошла на уступки профсоюзам, выступавшим против закрытия убыточных угольных шахт.

Во Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Дании и других континентальных странах Западной Европы наёмные работники были лучше организованы. Профсоюзы объединяли от 30 до 80% трудящихся. Поэтому жёсткие методы проведения социальной политики оказались невозможны.

Руководители не всех государств разделяли экономические взгляды М. Тэтчер и Р. Рейгана. Однако в условиях кризиса социально ориентированной модели экономического развития многие из них были вынуждены прибегнуть к неоконсервативным методам модернизации. Во Франции они использовались в период правления президента-социалиста Франсуа Миттерана (находился у власти в 1981-1995 гг.), в Италии - правительством во главе с социалистом Бенедетто Кракси, в Испании - при премьере-социалисте Фелипе Гонсалесе (лидер Социалистической рабочей партии в 1982-1996 гг.).

В целом лидеры, проводившие неоконсервативный курс, стремились укрепить социальную базу политики реформ. Так, в странах Западной Европы представители профсоюзов были включены в органы управления предприятиями, наблюдательные советы корпораций, им предоставлялась информация о планах реорганизации производства. Многие корпорации организовывали центры повышения квалификации и переподготовки своих работников.

Использовались и иные формы поддержки рабочих при переводе производств на высокие технологии. Так, американская корпорация «Дженерал моторе», в связи с отказом от конвейерного производства и переходом к использованию роботов, гарантировала пожизненную занятость и долю в прибылях высококвалифицированным работникам, избежавшим увольнения. Были введены элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

Более всего безработица и увольнения коснулись работников устаревших профессий и низкой квалификации. Например, повсеместное внедрение банкоматов привело к массовым сокращениям работников банков и сберкасс. Однако государство и корпорации взяли на себя переобучение «новых маргиналов» (при этом люди, получающие пособия по безработице, лишались их, если отказывались посещать курсы повышения квалификации). В итоге рост безработицы, как и падение уровня жизни, оказались временным явлением.

Вопросы для самопроверки

  1. В чём состояли основные особенности неоконсерватизма, отличавшие его от других идейных течений?
  2. Перечислите и охарактеризуйте основные мероприятия неоконсерваторов, направленные на модернизацию экономики.
  3. Назовите государственных деятелей, проводивших неоконсервативную политику в своих странах. Подготовьте сообщение об одном из них, используя материалы СМИ и Интернета.
  4. Как вы думаете, почему реформы 1980-х гг. называют термином «неоконсервативная революция»?
  5. Расскажите об особенностях неоконсервативной модернизации в США и Великобритании, с одной стороны, и странах континентальной Европы, с другой.

Кризис модели социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск новых идей и моделей общественного развития.

Неолиберализм и неоконсерватизм. В рамках неолиберализма, идейно-политического течения, господствовавшего в евроатлантических странах первые послевоенные десятилетия, новые подходы уже не могли зародиться.

«Общество благоденствия», в котором государство гарантировало постоянный рост благосостояния населения, а увеличивающийся потребительский спрос создавал стимулы росту производства, рассматривалось неолибералами как вершина прогресса.

Экономической основой неолиберализма выступали идеи Кейнса, Гэлбрейта и других сторонников расширенного вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Согласно этим идеям, повышение роли государства «всеобщего благоденствия» не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Угрозу свободе неолибералы видели в существовании массовых групп, движений, особенно радикальных. Они считали, что их члены противопоставляют узкие, корпоративные интересы общественным.

Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство установит тотальный контроль над гражданами, ограничит их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.

Противовесом и неолиберализму и радикализму стал неоконсерватизм, течение, объединившее различные направления. Неоконсерваторы назывались «новыми правыми», радикальными консерваторами. Главный акцент они делали на сохранении традиционных ценностей, т.е. идей классического либерализма XIX века, ставших для развитых стран основой их политической традиции.

Неоконсерваторы позаимствовали у «новых левых» оценку государства «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства и предприимчивости. С точки зрения идеологии неоконсерватизма, слишком высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения. И одновременно ставит его в полную зависимость от чиновников и их решений. Неоконсерваторы призывали людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом. Они считали, что человек реализует свою свободу, участвуя в деятельности различных неправительственных организаций (политических, религиозных, этнических, профессиональных и иных), отражающих его интересы.



Основоположником экономической теории неоконсерватизма принято считать М. Фридмана. Государство, согласно этой теории, должно поддерживать не потребителя, а производителя: обеспечивать стабильность курса валюты, сокращать налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Рост производства, удешевление его продукции, по мнению неоконсерваторов, ведут к повышению уровня жизни. Иначе говоря, вопрос ставился так: обращать внимание не только на перераспределение произведенного ВНП, а на то, чтобы обеспечивать его постоянный рост.

Неоконсервативные идеи были взяты на вооружение правоцентристскими политическими партиями. В Великобритании неоконсерватизм ассоциируется с лидером Консервативной партии, ставшей в 1979 г. премьер-министром Великобритании, М. Тэтчер и сменившим ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджором. В США - с республиканцем Р. Рейганом, ставшим президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г. Колем, лидером христианских демократов, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.

Неоконсерваторы выступали за возрождение авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, апеллируя к идее демократического капитализма. Она предполагала уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм. Неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, малоимущие, считающие социальные программы недостаточно эффективными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. Неоконсервативные правительства приняли меры по повышению эффективности экономики за счет сокращения налогов на производство, более рационального использования бюджетных средств. Особенно льготный налоговый режим устанавливался для тех корпораций, которые модернизировали производство. Важным стимулом к разработке и внедрению передовых технологий стало расширение военных заказов в странах НАТО в 1980-е гг., особенно связанных с проектом стратегической оборонной инициативы (СОИ). Экономия бюджетных средств осуществлялась на различных уровнях государственного управления. Была проведена децентрализация социальных программ, многие из них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов федераций, местных органов власти. Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но не как пособие, а как льготный кредит для открытия своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило занять значительную часть бывших безработных преимущественно в сфере обслуживания. Мелкие магазинчики, кафе, ремонтные мастерские, бензоколонки не составляли конкуренции крупным корпорациям, хотя их удельный вес в производстве национального, дохода оказался весомым.

Экономии на государственных расходах способствовало освобождение государства от лишней собственности. Построенное за счет государства и муниципалитетов жилье для граждан с низким и средним достатком, требующее ремонта и не приносящее дохода, было передано в собственность квартиросъемщиков, т.е. приватизировано. Принадлежавшие государству и выживавшие с помощью субсидий предприятия, которые утратили рентабельность, закрывались или приватизировались. Их модернизация осуществлялась частным капиталом. Сокращение роли государства в экономике несколько уменьшило численность армии чиновников и расходы на содержание государственного аппарата.

Неоконсервативная политика не привела к отказу от государственного регулирования экономики. Напротив, его масштабы даже возросли. В США с 1980 по 1995 г. доля ВВП, перераспределяемая государством, возросла с 19,3% до 19,8% . В Великобритании - с 40,4% до 45,3%, во Франции - с 48,9% до 49,6%. Удельный вес бюджетных средств государства в покрытии расходов на социальные программы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.) в США с 1980 по 1995 г. возрос с 54,2% до 55%, в Великобритании - с 48,2% до 54,5%. Небольшое сокращение доли государственных расходов на эти цели произошло во Франции, Швеции, других странах.

Неоконсервативная революция не разрушила, а укрепила основы «общества благоденствия». Активная социальная политика поддерживала высокий уровень благосостояния населения.

Неоконсервативная революция пересмотрела методы государственного вмешательства в экономику, изменила структуру налогов, скорректировала социальные программы.

Интересы модернизации экономики требовали закрытия нерентабельных предприятий, автоматизации и роботизации многих производственных комплексов. Это подразумевало сокращение численности рабочей силы, что вызывало сопротивление профсоюзов. Однако широко распространившееся в обществе осознание необходимости модернизации лишило те профсоюзы, члены которых подлежали сокращению, общественной поддержки. Политика неоконсерваторов не ставила цель разгрома профсоюзного движения. Репрессии использовались лишь в тех случаях, когда профсоюзы пытались проводить забастовочные акции, наносящие ущерб гражданам и экономике в целом. Так, руководство профсоюза авиадиспетчеров в США было привлечено к ответственности за незаконную забастовку, а на место бастующих членов профсоюза встали военные диспетчеры.

Неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики модернизации. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им обеспечили доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70% до 80% наемных работников, в то время как в США - лишь 16%; в среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации. При модернизации американской корпорации «Дженерал моторе», связанной с переходом к роботизированной, модульной схеме организации производства, 80% высококвалифицированных работников корпорация гарантировала сохранение рабочего места и долю в прибылях. Вводились элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

Информационное общество в развитых странах. Меры, осуществленные в рамках неоконсервативной революции, связанные с модернизацией производства, были решающим фактором формирования общества, которое все чаще определяется как информационное.

Все предыдущие технические усовершенствования увеличивали, главным образом, физическую силу человека. Массовое, конвейерное производство превратило работников в придатки машины, выполняющие простейшие функции. Автоматизация, компьютеризация и роботизация производства позволили свести до минимума участие человека в производственном процессе, оставив за ним преимущественно контрольные и творческие функции.

Увеличился спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний - лаборатории и университеты.

По мере того как трудовая деятельность становилась все более творческой и интеллектуальной, возрастающее значение приобретала заинтересованность работников в труде, его результатах. Производительность труда в секторах производства знаний, обработки и обобщения информации не может определяться скоростью движения конвейера, диктоваться работодателем. Практика работы крупных корпораций последних десятилетий показала, что наилучших результатов добиваются те из них, где работники творческого труда непосредственно заинтересованы в результатах своей работы. Это обеспечивается за счет высоких зарплат, расширения круга совладельцев акций, введения индивидуальных графиков труда и отдыха.

Интеллектуализация трудовой деятельности позволяет преодолеть жесткие барьеры субординации между управляющими и управляемыми, что содействует развитию отношении социального партнерства.

Важнейшим капиталом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал. Интересы его развития, в частности за счет переквалификации наемных работников физического труда, в 1980-е гг. оказались в центре внимания и государства, и корпораций, и общественных, благотворительных организаций.

Это определяет особое внимание к развитию сферы образования. В 1960-1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.

Качественно новое состояние экономики, достигнутое за счет внедрения высоких технологий, обеспечило длительный период бескризисного развития стран Западной Европы и Северной Америки.

Во-первых, новые технологии позволили перейти к энерго-и ресурсосберегающему производству, обеспечивающему выпуск все больших объемов продукции при сокращении затрат сырья и энергоносителей. Это привело к падению мировых цен на них, создало преимущества на мировом рынке для стран, выпускающих высокотехнологическую продукцию.

Во-вторых, овладение высокими технологиями позволяет постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции за счет товаров, обладающих качественно новыми потребительскими свойствами. Это исключает затоваривание рынка одним видом продукции.

В-третьих, сами высокие технологии, знания стали важнейшим товаром на мировых рынках. Стоимость их продаж в 1980-е гг. достигла стоимости продажи нефти, газа и иных энергоносителей. Производство высоких технологий стало самым выгодным бизнесом. Знаний не может быть произведено больше, чем нужно. Кроме того, знания могут потребляться многократно разными потребителями. Производство знаний в тех странах, где для этого сложилась соответствующая инфраструктура лабораторий и научных центров, оказывается самой прибыльной и рентабельной сферой вложения капиталов. Важнейшим источником американского мирового лидерства стало завоевание США ведущих позиций в разработке технологических новшеств.

Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.Политические партии и лидеры, придерживающиеся неоконсервативной ориентации, стояли у власти в развитых индустриальных странах более десятилетия (в США - 12 лет, в Великобритании - 18 лет). Поскольку методы политики неоконсерваторов оказались эффективными для решения проблем модернизации общества, их взяли на вооружение в 1980-е гг. почти все политические партии, стоящие у власти в развитых странах. В Испании модернизацию, осуществляемую по неоконсервативным рецептам, проводило правительство, возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии - коалиционное правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во Франции неоконсервативный курс проводился при президенте-социалисте Ф. Миттеране.

Спад неоконсервативной волны в развитых странах был связан с тем, что основные задачи в области модернизации экономики нашли свое решение. С завершением «холодной войны» изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил. Соответственно, акцент на защите традиционных ценностей демократии, присущий неоконсерватизму, утратил привлекательность в глазах избирателей. На первый план выступили конкретные проблемы социальных, этнических отношений, утверждения нового миропорядка, к решению которых неоконсервативные лидеры оказались не готовы. В США на президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Демократической партии Б. Клинтон. В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г. социал-демократы завоевали большинство мест в бундестаге. Наметился рост влияния социалистических и социал-демократических партий и в других развитых странах. Однако система ценностных ориентации и политических ориентиров этих партий за последнее десятилетие существенно изменилась.

Основные идеи и достижения неоконсерватизма, связанные с модернизацией экономики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрократических тенденций центрального аппарата власти государства, не ставились под сомнение.

В развитых странах было достигнуто согласие основных политических сил по принципиальным вопросам стратегии общественного развития. Различия в идейно-теоретических и философских взглядах политических лидеров и теоретиков имеют меньшее значение, чем в прошлом. Это дало основание в апреле 1998 г. Т. Блэру предложить распустить Социалистический Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающим неолиберальные партии (типа Демократической партии США), разделяющие цели социально ориентированной политики. Эта идея не была поддержана французскими социалистами, но вызвала одобрение у лидера СДПГ Г. Шредера, также выступающего за создание широкого союза партий с общими идеалами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему в 80-е гг. в государствах «всеобщего благоденствия* возникли новые, альтернативные идеи развития общества?

2. Раскройте основные различия взглядов и политики неолиберализма и неоконсерватизма с помощью таблицы.

Сформулируйте выводы о сути установленных различий.

3. Что объединяет имена таких политических и государственных деятелей, как М. Тэтчер, Р. Рейган и Г. Коль? Как вы думаете, почему в 80-е гг. XX века возобладали идеи неоконсерватизма?

4. Назовите меры, которые предприняли неоконсерваторы для модернизации экономики в странах Запада. Как они отразились на роли государства? Почему эту политику называют неоконсервативной революцией?

5. Раскройте основные черты, характеризующие информационное общество в развитых странах. С какими достижениями научно-технического прогресса связано его становление?

6. Что такое высокие технологии, какие изменения в обществе происходят при их применении?

7. Чем объясняется спад неоконсервативной волны в развитых странах в 90-е гг.? Кто и почему сменил неоконсерваторов?

В 70-80-хгг смена правящих партий: 1979г. – победа консерваторов в Англии (Тетчер); 1980г. - республиканцев в США (Рейган); 1982г. - Колль в ФРГ. С ними связана неоконсервативная волна революций 80-хгг 20в. К нач.80-хгг стало через кризис 70-хгг понятно, что в структурном кризисе западной экономике осуществлена важная перестройка. Идейная база неоконсервативной революции - теории и концепции, оформились в сер. 20в. (Хайек, 1947г. «Дорога к рабству»,Фридман). Хайек - духовный отец неоконсервативной революции, оппонент Кейнса. Отстаивал идею саморегулирующейся экономики - гос-во не должно вмешиваться в экономику, гос-во 1-е должно обеспечивать юридическую базу для свободной и честной конкуренции 2-е обязано помогать безработным и пожилым. Совершенной экономики не существует в природе. Концепция спонтанного порядка, т.е естественное стремление экономики, находящейся в хаосе, к совершенству, для этого нужно: 1). чётко выполнять договорные обязательства, 2). отказ от намерений присвоить чужую собственность. Хайек настаивал - кризисы важны и полезны => обновление рыночной экономики. Фридманглавнаяпричина кризиса - в обороте излишнее кол-во денег => гос-во должно следить за кол-вом денег в обращении (сущностьмонетаризма). Кейнсианцыво главе – стимулирование спроса. Монетаристы стимулирование предложения, снизить налоги на корпорации. Высокие доходы, чтобы инвестировали их в производство. Фридманпредлагал лишить право профсоюзов оказывать влияние на з/п => при увеличении з/п печатаются лишние деньги. Чертынеоконсерваторов: 1). Другая направленность гос.расходов - попытка уменьшить расходы гос-ва на соц.сферу, борьба велась на словах, на радикальные перемены не решились => опасность соц.взрыва, когда существует социализм. 2). Стимулирование предложений за счёт снижения прямых налогов на корпорации. Росли косвенные налоги (риск неоконсервторов). Снижение жизненного уровня не вызвало радикального взрыва. Реформы соц.сферы: в Швеции – плата отдельных мед.услуг; в Англии – против пособий по безработице, за их реформу, кредит на открытие своего дела; во Франции – привлечь безработную молодёжь, курсы, кредиты; в США – налоговая реформа, в основе теория предложений Лаффера: соц.программы – забота штатов; в Англии – приватизация, упорядочение отношений с профсоюзами.

Снижение жизненного уровня, перестройка западной экономики.

19. Этапы европейской интеграции во второй половине XX в. и образование Евросоюза.



2-я пол.20в. идёт тенденция к росту экономич. и полит. интеграции – межгосударственные и неправительственные организации. После 2-й М.В. заложены основы Евросоюза после распада СЭВ и Варшавского договора. Шла успешная полит.интеграция в Европе. В марте 1948г Брюссельский пакт Франции, Англии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга (Западный союз) – договор о сотрудничестве в военной, экономич., полит. и культурной сферах. В мае 1948г Гаагский конгресс за объединение Европы. 1949г образован – Европейский союз – развитие отношений между странами Европы, становление общеевропейского сознания. В последствии Англия на долгое время отдалилась от европейской интеграции, в неё активно включилась ФРГ. Полит. интеграция сменилась приоритетом экономич.связей. Апр.1951г. - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) Франция+Италия+ и страны Бенилюкса, 1957г на базе ЕОУС - Европейское экономич.сообщество (ЕЭС), цель: интеграция всей экономической системы стран-участниц. Сформированы: Совет - высший орган с правом вето любого, Ассамблея - консультативный орган, в последствии Европарламент, Суд - арбитражный орган. В рамках ЕЭС главное направление интеграции – постепенное снятие таможенные пошлин, унификация финансового законодательства, единая аграрная политика –выполнены в целом к 1968г. С кон.60-хгг 2-й этап интеграции. 1969г –программа завершения, углубления и расширения интеграции. Расширился состав ЕЭС, к 1995г + 9 гос-в. (Дания, Испания, Австрия, Швеция и др.). Экономич. кризис 1974г. стран Запада заставил отказаться от форсирования интеграции. Итог – укреплены основы с/х политики ЕЭС (программа зелёная Европа), введена единая европейская расчётная единица и координация колебаний нац.валют (валютная змея). На рубеже 70-80хгг программа технического сотрудничества стран ЕЭС => Западная Европа ведущий мировой центр инновационного развития экономики. В полит.интеграции - выросла роль Совета ЕЭС. С 1978г – прямые выборы в Европарламент. С 1-й пол.80-хгг разрабатываются планы принципиально нового этапа интеграции – создание Европейского союза, Маастрихтский договор 1992г оформил Европейский союз. Цель – создание единого экономич., социально-правового, информационного и культурного пространства. Сформирован единый рынок капиталов, товаров и услуг. Этот договор определил целевое направление в развитии стран Запад.Европы на будущее.