Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ. «конституционные принципы национальной политики в российской федерации

Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная поли­тика включает стратегические задачи жизнедеятельности го­сударства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.
Внутренняя политика государства в отношении этни­ческих общностей и межэтнических отношений обычно на­зывается этнической политикой , или политикой в отно­шении этнических меньшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализа­ции.
Главной задачей государственной национальной поли­тики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной осно­вы для их развития на принципах добровольного, равноправ­ного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осущест­вляться в границах соблюдения прав человека.
В разное время и в различных странах национальная по­литика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассими­ляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, кон­фессиональной и иной принадлежности в другую (соответс­твующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обнов­ление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного госу­дарства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную по­литику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Рос­сийской Федерации».
После распада СССР начался новый этап в развитии наше­го государства на основе традиций российской государствен­ности, принципов федерализма и гражданского общества.
Для нашей многонациональной страны значима проду­манная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Россий­ской Федерации и целостности Российского государства;

- развитие национальных культур и языков народов Рос­сийской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

- поддержка соотечественников, проживающих в госу­дарствах — участниках Содружества Независимых Госу­дарств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской респуб­ликах, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обще­ственным объединениям.

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии Российской Федерации.

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния.

Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

Запрещение деятельности, направленной на подрыв бе­зопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).
Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально ее населению). Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.


Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
«Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.
Израэл Зангвилл (1908):
«Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».
Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.
Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.


С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.
Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.
Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).
Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Типы межнациональных конфликтов:

1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Способы разрешения:

1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;
5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

По Конституции 1993 года Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Для понимания основ национальной политики необходимо разобраться в главных принципах федеративного устройства, в основах соблюдения прав разных народов и слиянии их в единый организм.

  • В преамбуле к Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это одна из особенностей российского подхода к национальному вопросу. Критерий многонациональности – не наличие людей разных наций, а наличие исторически сложившихся групп населения, проживающих компактно на своей территории. Критерий многонациональности предполагает установление прав гарантии свободы и развития языковых и культурных обычаев; необходимость своеобразного «суверенитета» для каждой нации.
Исключительной важностью обладает вопрос об основах федеративного устройства государства. Статья 5, пункт 3: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Важно отметить следующее: несмотря на право «самоопределения народов», для преодоления опасности распада государства, в Конституцию Российской Федерации внесены положения так называемого «федерального договора», который включает в себя:
  • определение статусов субъектов Российской Федерации (ст.5, п.1) – «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
  • оговорку о том, что суверенитет принадлежит Российской Федерации (а не субъектам) – ст.4, п.1: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»; ст.4, п.3: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», наконец ст.3, п.1: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Российский федерализм – это форма государственного устройства, способ территориальной организации, гарантия государственной целостности. С одной стороны, это форма демократизации управления государством, децентрализации (об этом – статьи 71-73: «В ведении Российской Федерации находятся…», «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…», «Вне пределов ведения Российской Федерации…»). С другой стороны, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, не обладают верховенством на своей территории: ст.4, п.2: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». У субъектов нет права сецессии – права выхода в одностороннем порядке.
Важно так же отметить о положениях Конституции российской Федерации непосредственно связанных с правами национальностей. Это:
  • ст. 26, п.1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».
  • ст. 19, п.2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности…».
  • ст. 14, п.1: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», п.2: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»; ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
  • ст. 68: п.1: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык»; п.2: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации»; п.З: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, на территории

России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются :

развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

признание и учет интересов и объективного положения русского народа, являющегося опорой российской государственности, оказавшегося в наиболее трудном положении;

развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве, Эстонии, содействие развитию их связей с Россией.

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики , которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Важнейшим принципом государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение исторически сложившейся целостности РФ, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

Высшая цель национальной политики РФ состоит в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства . Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее этносов.

В соответствии с концепцией национальной политики Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере:

упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

В социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;

рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.

В духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа – самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.

В государственной национальной политике необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений . Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под национальной политикой?
2. Каковы цели и задачи демократической национальной политики?
3. Какие известны формы и методы осуществления национальной политики?
4. Выясните, каковы взаимосвязи национальной и региональной политики и в чем их различия.
5. Включаются ли в национальную политику вопросы миграционной и демографической политики?
6. Можно ли обойтись в многонациональном государстве без национальной политики?
7. Проанализируйте специфику управления этнонациональными процессами.
8. Рассмотрите алгоритм подготовки и проведения управленческих решений в сфере этнонациональных отношений.
9. Каковы основные задачи национальной политики в Российской Федерации?
10. Принесла ли практические результаты принятая в 1996 г. государственная концепция национальной политики?
11. Каковы Ваши соображения по совершенствованию национальной политики в Российской Федерации?

конституционное право, политология

План

1. Понятие национальной политики

2. Документы, определяющие национальную политику

2.1. Конституция РФ(1993)

2.2. Концепция национальной политики Российской Федерации (1996)

3. Конституционные основы национальной политики

3.1. Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19).

3.2. Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (68)..

3.3. На всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68).

3.4. Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

3.5. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14, п.1) Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

3.6. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5, п.1)

3.7. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. (ст.4)

4. Основные принципы национальной политики в России:

4.1. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

4.2. Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

4.3. Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

4.4. Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

4.5. Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

4.6. Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

4.7. Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

4.8. Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

4.9. Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

4.10. Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

5. Основные направления национальной политики в России:

5.1. Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.

5.2. Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.

5.3. Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.

5.4. Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.

5.5. Поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

Понятия

Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, призванная регулировать межнациональные отношения в обществе в различных сферах общественной жизни

Национальность - это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству

Нация - это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Национальный вопрос - это вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) - идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Схема

Практикум

1. Какое положение раскрывает одно из проявлений демократической национальной политики?

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых __________ (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах __________ (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» __________ (3) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи.

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные __________ (4) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу __________ (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного __________ (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

А) демократия

Б) политический

В) национализм

Г) сознание

Д) обучение

Е) причина

Ж) общение

З) последствия

И) этнический

3. Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

1) Государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.

2) Государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими.

4) Государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

5. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе.

1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена.

2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

3) Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) Указание и определение гражданином своей национальности
обязательно.

6. Какое положение раскрывает одно из проявлений демократической национальной политики?

1) представители только одной нации обладают полнотой прав и свобод

2) образование доступно только для граждан, представляющих национальное большинство

4) национальная принадлежность человека определяется государственными органами

7. Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?

А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах.

Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гуманистическая национальная политика».: 1) сближение наций; 2) пропаганда этнической исключительности; 3) культурная самобытность; 4) сохранение родного языка; 5) привилегии отдельным этническим группам;6) толерантность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если __________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то __________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется __________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных __________(Г). Другой формой является __________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной __________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) унитарное

2) федерация

3) форма правления

4) демократическое

5) конституция

6) политические партии

7) форма государственно-территориального устройства

8) республика

10. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любые межнациональные отношения законодательно регламентированы.

2) Одним из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе является соблюдение прав и свобод каждой народности и нации.

3) Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, противостоянием племён, народов и наций друг другу.

4) Одной из причин этносоциальных конфликтов является существующее между этносами неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

5) Толерантность представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

Эссе


Социальный конфликт

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология…

План

1. Понятие конфликта

2. Основные причины возникновения конфликтов:

2.1. неблагоприятные условия работы;

2.2. неудовлетворенность оплатой труда;

2.3. психологическая несовместимость людей;

2.4. различие существенных интересов и принципов;

2.5. перераспределение влияния в группе или между группами;

2.6. идеологические разногласия (политические и религиозные),

2.7. несправедливое распределение ценностей

3. Этапы (стадии) конфликта

3.1. Возникновение конфликтной ситуации

3.2. Осознание конфликтной ситуации

3.3. Конфликт

3.4. Разрешение конфликта

4. Виды социальных конфликтов

4.1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:

4.1.1. внутриличностные

4.1.2. межличностные

4.1.3. межгрупповые

4.2. по степени остроты противоречий

4.2.1. скандал,

4.2.2. вражда,

4.2.3. война,

4.2.4. разногласие,

4.2.5. недовольство

4.3. по проблемно-деятельностному типу

4.3.1. экономические,

4.3.2. творческие,

4.3.3. управленческие,

4.3.4. педагогические

4.4. по сферам общественной жизни:

4.4.1. политический конфликт

4.4.2. национально-этнический конфликт

4.4.3. социально-экономический конфликт

4.4.4. культурный конфликт

5. Функции социальных конфликтов

5.1. Позитивные:

5.1.1. Информирование о наличии социальной напряженности

5.1.2. Стимулирование социальных изменений

5.1.3. Снятие социальной напряженности

5.2. Негативные:

5.2.1. Создание стрессовых ситуаций

5.2.2. Дезорганизация социальной жизни

5.2.3. Разрушение социальной системы

6. Пути разрешения конфликта

6.1. Уклонение

6.2. Приспособление

6.3. Конкуренция, соперничество

6.4. Сотрудничество

6.5. Компромисс

7. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.

Схема

Понятия

Конфликтной ситуация - это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.

Социальный конфликт – столкновение интересов личностей и групп.

Предмет конфликта – существующая проблема, которая является причиной разногласия между оппонентами

Практикум

1. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­флик­те?

А. Кон­фликт­ное вза­и­мо­дей­ствие воз­мож­но в любом об­ще­стве.

Б. При­чи­ны со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут быть свя­за­ны с про­ти­во­ре­чи­ем ин­те­ре­сов со­ци­аль­ных групп.

1) верно толь­ко А,

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. При­чи­ны со­ци­аль­ных кон­флик­тов кро­ют­ся в про­ти­во­ре­чии ин­те­ре­сов раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты все­гда ока­зы­ва­ют не­га­тив­ное вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. Участ­ни­ка­ми со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут быть зна­чи­тель­ные по чис­лен­но­сти груп­пы и общ­но­сти.

Б. Любой со­ци­аль­ный кон­фликт при­во­дит к раз­ру­ши­тель­ным для об­ще­ства по­след­стви­ям.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. Ссора между при­я­те­ля­ми слу­жит про­яв­ле­ни­ем со­ци­аль­но­го кон­флик­та.

Б. Про­ти­во­ре­чия ин­те­ре­сов ра­бо­чих и пред­при­ни­ма­те­лей могут вы­звать со­ци­аль­ный кон­фликт.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты в об­ще­стве не­из­беж­ны.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты могут воз­ни­кать как между от­дель­ны­ми лю­дь­ми, так и между со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Назовите любые три вида социальных конфликтов, и проиллюстрируйте примером каждый из них.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице.

8. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт – это всегда конфликт индивидуальных интересов.

2) В процессе социального конфликта стороны осознают свои интересы и стараются их защитить.

3) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

4) Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

5) Последствия социального конфликта нельзя оценить однозначно.

9. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.

2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.

3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях стороны.

4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» (3) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи.

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные (4) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

Конец формы

Виды социальных норм

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология

План

1. Понятие о социальных нормах.

2. Основные признаки социальных норм

2.1. рассчитаны на многократное применение

2.2. действуют непрерывно во времени

2.3. не имеют конкретного адресата

3. Функции социальных норм:

3.1. координация деятельности людей;

3.2. освоение правил жизни в обществе молодому поколению;

3.3. выступают в качестве характерных признаков групп.

4. Виды социальных норм:

4.1. моральные нормы;

4.2. правовые нормы;

4.3. обычаи и традиции;

4.4. ритуалы, церемонии;

4.5. нормы этикета.

5. Социальные санкции – меры воздействия общества на личность:

5.1. по предъявлению (формальные и неформальные);

5.2. по отношению к личности (позитивные, негативные).

6. Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

Понятия

Нормативное регулирование - регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Социальные нормы - общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Нормы морали - правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.

Религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством.

Ритуал - правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.

Процедурность социальных норм - наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации.

Санкционированность означает, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. В узком понимании - такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями.

Деликвентное (буквально - преступное) поведение - совокупность преступных действий индивида.

Конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный) поведение - социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям.

Схема

Практикум

1. Как моральные, так и правовые социальные нормы

1) обеспечены силами государственного принуждения

2) представлены в письменной форме

3) выражают представления государства о справедливости

4) регулируют общественные отношения

2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

4. Какие нормы предписывают человеку, находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид?

1) моральные

2) эстетические

3) экономические

4) политические

5. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах.

Б. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример

1) норм морали

2) эстетических норм

3) этических норм

4) правил этикета

7. Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…> Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

8. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

9. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

10. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Эссе


Социальный контроль

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология

План

1. Понятие социального контроля

2. Элементы социального контроля

2.1. социальные нормы

2.2. социальные санкции

3. Функции социального контроля

3.1. регулирующая

3.2. охрана правопорядка

3.3. предупредительная

3.4. стабильность общества

4. Формы социальных норм

4.2. мораль

4.3. религиозная норма

4.4. традиции и обычаи

5. Виды социальных санкций

5.1. формальные позитивные

5.2. формальные негативные

5.3. неформальные позитивные

5.4. неформальные негативные

6. Виды социального контроля

6.1. внутренний

6.2. внешний

6.2.1. формальный (институциональный)

6.2.2. неформальный (внутригрупповой)

7. Методы социального контроля

7.1. изоляция

7.2. обособление

7.3. реабилитация

8. Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

9. Роль социального контроля в жизни общества

10. Социальный контроль и его виды.

11. Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

12. Признаки социального контроля:

13. а) упорядоченность, категоричность и формализованность;

14. б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

15. в) коллективное осуществление контроля.

Схема:

Понятия

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты.

Но́рма пра́ва - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений. и модели правильного поведения.

Нормы морали - это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.).

Практикум

1. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

2. К формальным позитивным санкциям относят

1) ученую степень

2) аплодисменты

3. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций

1) неформальных позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

4. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, – это социальные

1) санкции

2) правила

3) ценности

4) традиции

8. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) ответственность

2) общество

3) контроль

4) добровольность

5) производство

6) механизм

7) инициатива

8) самоконтроль

9) нормативный акт

Эссе

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

«Правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык». (Ф. Бэкон)

«Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс)

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)

«Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице,
а счастье, распределённое между различными лицами». (Л. Фейербах)


Семья и брак

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология, этнография, социальная психология, педагогика, демография, экономика, семейное право.

1. Понятие «семья»

2. Типы семьи

2.1. по составу

2.1.1. нуклеарная семья

2.1.2. сложная (поколенная, расширенная) семья

2.1.3. полная семья

2.1.4. неполная семья

2.2. по наличию детей

2.2.1. малодетная семья

2.2.2. многодетная семья

2.2.3. бездетная семья

2.3. по характеру взаимоотношений между членами семьи

2.3.1. традиционная (патриархальная семья)

2.3.2. партнёрская (эгалитарная, демократческая) семья

3. Признаки семьи

3.1. союз мужчины и женщины

3.2. добровольность вступления в брак

3.3. члены семьи связаны общностью быта

3.4. вступление в брачные отношения