Что значит подчеркнуть орфограммы. Как правильно обозначить орфограммы в словах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся . Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

Многочисленные правила – это и есть орфограммы . Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

Орфограммы - что это такое

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание ».

Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография.

Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

  1. ЖИ ЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
  2. СЧ АСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
  3. ВО ДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
  4. ЖЕ ЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
  5. САМО ЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».

А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм

Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:

Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:

Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить...

Самые главные орфограммы

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

ЖИ-/ШИ, ЧА-/ЩА, ЧУ-/ЩУ

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи » и «ши роко» нам отчетливо слышится «Ы», в «ча шка» и «пища » соответственно «Я», а в «чу десный» и «пощу пать» — «Ю».

Орфограмма: безударные гласные в корне

Возьмем, для примера слова: ле дяной, бе говая, ухо дить, аргуме нтировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

  1. ЛЕ ДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
  2. БЕ ГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
  3. УХО ДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
  4. АРГУМЕ НТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯ ЩЕНИЕ и ПРОСВЕ ЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯ ЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕ ЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пе нал, бе реза, ма лина, за вод, ба нан, а лмаз, шоко лад, вине грет.

Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧ АСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

  1. СЕРД ЦЕ – сердечный;
  2. ИЗВЕСТ НЫЙ – весть;
  3. УЧАСТ НИК – участие;
  4. ЗДРАВ СТВУЙ – здравие;
  5. СОЛ НЦЕ – солнечный;
  6. СЕРД ЦЕ – сердечный;
  7. ЧЕСТ НЫЙ – честь.

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить . Это, например, лест ница, празд ник, сверст ники, чув ства.

Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.

бесК онечный, расК опал, росП ись, всП ыхнул, восС тание

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

безВ ольный, возЛ ожить, изД алека, разВ еселый, взГ ляд

Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

Сравните:

УчиТЬ ся никогда не поздно
Он учиТ ся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТ ся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬ ся первые звезды (что начали делать?)»

Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Правило №1.

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

длиНа – длиНН ый, соН — соНН ый

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

вреМЯ – времеНН ый, сеМЯ — семеНН ой

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Правило №2.

Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.

соломЕНН ый, листвЕНН ый, станциОНН ый

А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.

львИН ый, солЯН ой, кожАН ый

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Правило №3.

Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

выстираНН ый (стирать), обижеНН ый (обижать), куплеНН ый (купить), жареНН ый (жарить).

Но опять же существуют исключения , к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеН ый человек», «назваН ая сестра», «посажёН ый отец», «прощёН ое воскресенье».

Резюме

Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.

Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Окстись - что значит это слово?
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить) Аббревиатура - что это, ее разновидности и правила использования Импонировать - что это (значение слова) Причастие - это смесь прилагательного с глаголом
Кек - что это значит на сленге Вконтакте и других интернет-сообществ

ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

Для родителей

(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке -

что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)

Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки - в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!

Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).

Итак…

Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:

Этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;

Фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.

Учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.

И учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот - писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).

Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.

НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю - получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам - так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма - это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим - так и пишем. А в слове ВОДА - непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

В кого ты такой пошёл?

Раз ты такой неумный - заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) - не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса - ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Для учителей

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности , учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  4. Мягкий знак - показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.

2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.

3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день .

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. М ы
  2. С
  3. М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма - имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём - орфограмм нет.
  5. Гулять - орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В - это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Ча щу - ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу - чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. .
  10. Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цве тут - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши
  13. . - В конце предложения ставится точка.
  14. В от - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро - словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бе жит - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Ко лючий - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж - орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . - В конце предложения ставится точка.
  21. П ищат - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пи щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пища т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пуши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . - В конце предложения ставится точка.
  27. П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птичк и - орфограмма - сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вь ют - орфограмма - разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда - орфограмм нет.
  31. . - В конце предложения ставится точка.

Один из самых сложных языков - это русский. Большинство его слов пишется не так, как произносится. Поэтому трудности в правописании испытывают не только иностранцы, изучающие русский язык, но и люди, говорящие на нем с детства. Как только ребенок начинает учиться писать, он сразу сталкивается с необходимостью учить разные правила правописания, то есть орфограммы. Только при их применении возможно грамотно писать на русском языке. Поэтому с понятием, что такое орфограмма, школьник встречается уже в первом классе.

Признаки орфограмм

Для того чтобы писать грамотно, мало знать, что такое орфограмма, нужно уметь ее находить в словах и правильно применять. Для этого школьника нужно научить узнавать ее признаки. Ведь орфограммы есть не во всех словах, а только в тех, где звук находится в слабой позиции. Это место на конце слова, в стечении согласных, безударная позиция гласного звука или гласный после шипящих, и некоторые другие случаи. Например, "во да", "зуб ", "сч астье", "желтый" или "само лет".

Виды орфограмм

После того как найдена в слове позиция орфограммы, нужно определить условия выбора правильного написания. Обычно это зависит от части речи, места звука в слове или от значения самого слова. В соответствии с этим выделяются разные виды орфограмм. Например, правописание безударных гласных в в приставках, окончаниях, после шипящих, правописание согласных, слитное и раздельное написание "не" и ни" и многие другие. Всего в школе изучается 70 орфограмм. Но даже выучив их все наизусть, не каждый ребенок может их применять и писать грамотно.

Самую большую трудность вызывает правописание гласных в корне слов. Очень сложно определить на слух, что в этом месте присутствует орфограмма. Слова,

которые нужно запомнить, собраны в орфографический словарь. Их очень много, и редко кто знает их все. Кроме того, в русском языке постоянно появляются новые слова, правописание которых тоже нужно запоминать. Очень сложно запомнить также правильное написание терминов и слов иностранного происхождения. Например, "хоккей", "коалиция", "легитимный" и многие другие.

Трудность в изучении русского языка еще и в том, что из большинства правил есть исключения. Поэтому их все желательно учить наизусть. Например, правописание гласных после шипящих, "н" и "нн" в суффиксах или словарные слова. Не поддаются "парашют", "ветреный" или "заря".

Как применять орфограммы при написании

Поэтому, даже если ученик знает, что такое орфограмма, и выучил их все, это еще не гарантирует того, что он будет грамотно писать. Труднее всего иностранцам, изучающим русский язык. Ведь для правильного применения орфограмм нужно разбираться в тонкостях лексического значения слов, уметь выделять в них морфемы, определять часть речи, к которой относится слово. Например, от значения слова зависит выбор гласной в таких сочетаниях: "запевать песню" или "запивать лекарство". Кроме того, очень важно

правильно произносить слово. Часто именно от этого зависит выбор нужной буквы при написании. Например, после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется "о" - так, как и произносится: "крючок", "пушок", "кумачовый".

Почему же большинство учеников, окончив школу, допускают ошибки в словах? Ведь они знают, что такое орфограмма, могут рассказать правила, но у них не получается их применять. Многие просто не видят место, в котором можно сделать ошибку. Ведь чтобы определить место орфограммы в слове, нужно знать правила русского языка: уметь различать части речи, определять грамматическое и лексическое значение слов и разбирать слова по составу. Кроме того, нужно развивать у школьников фонетический слух, чтобы они смогли сразу услышать, в какой позиции находится звук, куда падает ударение, и есть ли в слове разделительные "ъ" и "ь".

Орфограмма – это написание в слове, соответствующее орфографическому правилу. Проще говоря, это та часть слова, в которой легко можно допустить ошибку. В переводе с греческого языка орфограмма означает «правильная буква» . где слово orthos переводится как «правильный» .

а gramma «буква» .

В качестве примера можно привести написание, основой которого является различение глухих и звонких парных согласных, находящихся в корне слова. Для правильного его написания необходимо изменить форму или же подобрать подходящее однокоренное слово.

Рассмотрим слово дуб . выделив его корень (т.е. в данном случае – всё слово). Здесь можно ошибиться, написав вместо буквы б букву п . Следовательно, буква б находится в слабой позиции, а значит, представляет собой орфограмму. Подчеркнув эту букву, вы выделите орфограмму. Данный случай относится к « Написанию глухих согласных в корне слова ».

Изменив форму слова и подобрав к нему однокоренное, мы увидим следующее:

Теперь написание стало соответствовать произношению. Орфограммы в слове дубы нет.

Орфограмма может находиться в различных частях слова, как в приставке и корне, так и в суффиксе и окончании. Если вам нужно выделить орфограмму, то также обозначьте ту часть слова, в которой она располагается.

К примеру, если вам попалась орфограмма, относящаяся к « Чередующимся безударным гласным в корне слова », выделите корень и подчеркните гласную в корне, которая и является орфограммой.

В слове расположился нередко допускают ошибку в корне лож . здесь орфограммой считается написание буквы о . Необходимо выделить корень, подчеркнуть букву о одной чертой и букву ж двумя, т.к. после чередующейся безударной гласной о следует согласная буква ж . от которой зависит написание орфограммы.

Бывает, что в слове расположился допускают ошибку и при написании приставки. Следует выделить приставку, подчеркнуть букву с и следующий за ней согласный п . т. к. написание в этом случае зависит от того, каким является согласный, находящийся после приставки, звонким или глухим. Букву с нужно подчеркнуть одной чертой, п - двумя.

В этом же слове необходимо отметить орфограмму в приставке по . Для этого выделите приставку, подчеркнув букву о .

Так становится понятно, что в слове расположился следует выделять не одну орфограмму, а сразу несколько.

Как опознать орфограмму?

Чтобы уметь правильно писать, нужно научиться обнаруживать орфограммы. В первую очередь стоит уделять внимание:

безударным гласным в корне, приставке, суффиксе и окончании (важно знать состав слова и хорошо понимать принципы словообразования),

гласным, следующим после шипящих и буквы ц ,

мягкому знаку, находящемуся после шипящих в конце слов,

правописанию не в разных частях речи.

Орфограмма

Орфограмма - (от греч. orthos - правильный и gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.

Основные разделы орфографии:

Написание морфем в различных частях речи,

Слитное, раздельное и дефисное написание слов,

Употребление прописных и строчных букв,

Перенос слов.

Безударные гласные делятся на не­ про­ве­ря­е­мые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.

Непроверяемые безударные

Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих

Чередующиеся безударные гласные

Проверяют согласно правилам:

  • в корне слова пишутся буквенные сочетания -оро, -ол\* проверяются ударением :
  • проверяются суффиксом -а-:
  • проверяются согласной корня:

Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова

1. В корне под ударением:

  • пишется Ё(Е), если в однокоренных словах или формах слов есть чередование с Е:

шёпот (шеп­чет), шёлк (шелка);

  • пишется О, если нет чередования с Е:

шорох, порох

2. В суффиксах и окончаниях су­ще­стви­тель­ных, прилагательных, наречий:

  • в безударном положении пишется Е:
  • под ударением пишется О:

3. В суффиксах страдательных причастий и от­гла­голь­ных прилагательных пишется Ё(Е).

4. В суффиксах пишется Ё(Е)

5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь

Буквы и-ы после ц

После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Иск­лючения: слова на -ция (авиация).

Правописание согласных в корнях слов

  • Проверяемые глухие и звонкие согласные проверяются подбором однокоренных слов:

просьба - просить, ползти - ползу, труд - тру­ды;

  • Проверяемые непроизносимые согласные проверяются так же:

по­здний - опоздать, но: ужасный - ужас;

Употребление ь после шипящих на конце слов

В именах существительных:

  • у существительных 3-го склонения ь пи­шет­ся:

молодежь, полночь, ретушь, помощь;

  • у существительных 1-го и 2-го склонения ь не пишется:

стеллаж, матч, карандаш, товарищ.

  • У существительных множественного числа родительного падежа ь не пишется:

краж, телепередач, катюш, рощ.

В наречиях:

  • ь пишется после ш и ч:

наотмашь, вскачь.

  • ь не пишется после ж:

замуж. (Ис­клю­че­ние: настежь.)

В кратких прилагательных ь не пишется:

В глаголах:

  • В глаголах 2 лица в единственном числе пишется ь:

напишешь, нагадишь.

  • В глаголах, начальная форма которых оканчивается на «-чь» пишется ь:

стричь, лечь.

  • В глаголах отвечающие на вопрос в котором есть мягкий знак пишется ь:

(что делать?) играть, гулять

Мягкий знак в числительных

Пишется на конце: 5-20, 30 (восемь, один­над­цать, двадцать).

Пишется в середине: 50-80; 500-900 (семь­де­сят, шестьсот).

Мягкий знак в других случаях

Ь в глаголах пишется:

  • в неопределенной форме глагола (перед -ся (-сь) сохраняется): беречь - беречься, испечь - испечься;
  • в окончаниях 2-го лица единственного числа (перед -ся (-сь)сохраняется): отталкиваешь - отталкиваешься;
  • в повелительном наклонении после согласных (перед -те и перед -ся(-сь) сохраняется): по­зна­комь - познакомьте - познакомься.

Разделительные ь и ъ

Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:

Правописание приставок

1. Не изменяются на письме:

2. Приставки на З(С):

  • буква З в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими звонкие согласные:
  • буква С в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими глухие согласные:

3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :

  • может обозначать высшую степень качества (приставка близка по значению слову очень);
  • может быть близка по значению пере-;

Приставка при- :

  • приближение, присоединение;
  • близость;
  • неполнота действия.

Буквы и-ы после приставок на согласный

После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:

После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:

Правописание суффиксов имен существительных

1. Суффикс пишется:

  • после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж:
водичка
  • после на д, т, з, с, ж, к, ч:

2. Суффикс пишется, если при склоне­нии глас­ный е в суффиксе выпадает:

3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:

Правописание суффиксов прилагательных

Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые име­ют краткую форму:
  • в относительных прилагательных после основ на к, ч, ц, (к, ч чередуются с ц):

Суффикс -ск- пишется,

  • если конечные гласные основы д, т, з со­хра­ня­ют­ся перед -ск-:
  • в относительных прилагательных, которые не имеют краткой формы:

Н и НН

Правописание Н и НН в прилагательных

Одна Н пишется: НН пишется:
В суффиксах -ан-, -ян-, -ин-: трёпан ый.

Исключения: же­лан­н ый, невидан­н ый, негадан­н ый, неждан­н ый, неслыхан­н ый, нечаян­н ый, стеклян­н ый, деревян­н ый, оловян­н ый.

В суффиксах -онн-, -енн-, -ённ-: соломен­н ый
В бессуффиксных прилагательных, не образованных от других частей речи: юн ый, син ий, ум­н ый В прилагательных, образованных при по­мо­щи суффикса -н- от существительных с основой на н: стран н ый
В кратких прилагательных, если в полной фор­ме пишется одна -н-: деревья зелен ы (зелен ые). В кратких прилагательных, если в пол­ной фор­ме пишется -нн-: дорога пустынн а (пу­с­тынн ая).
В бесприставочном прилагательном вет­ре­н ый В приставочных прилагательных от слова ве­тер: подветренн ый

Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных

Н пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов не­со­вер­шен­но­го вида и не имеют при себе за­ви­си­мых слов: печёный картофель, вязаная кофта, су­шё­ные грибы, жареная рыба.

НН пишется, если причастия и от­гла­голь­ные прилагательные образованы:

  • от глаголов совершенного вида:

связанная коф­та, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);

  • от глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:

печённый в костре, вя­зан­ная из шерсти;

  • в словах на -ованный, -ёванный:

ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ный, корчёванный, балованный.

Исключения: кованый, жёваный.

  • если у глагола есть приставка (кроме не):

приближенный.

История

«[…] Появление первого письма нигеру […] связано с появлением в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени удвоенного [н] (например, посланный, сработанный и т. д.) […] которое в свою очередь связано с тем, что приблизительно в XVII в. причастия с суффиксом -н-, выступая в роли определений, становились прилагательными и совпадали с соответствующими отглагольными прилагательными, образованными некогда с помощью суффикса -ьн- > -н-, то есть такие причастия, как кошеное (сено), розореные (города), совпали с такими прилагательными, как указный (срок), отсрочная (челобитная) и т. п. В силу этого в языке должно было выработаться и выработалось новое средство отличия причастий от прилагательных - этим средством явился вторичный суффикс -ьн- > -н- в причастных формах: повелѣньная, неписаньный > повеленная, исписанный и т. д.»

Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Буква А (Я) в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в нео­пре­де­лён­ной форме перед -ть стоит а или я: обстрелянный (об­стре­лять), обещанный обещать. Буква Е в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в неопре­де­лённой форме перед -ть стоит и или е: от­пу­щенный (от­пу­с­тить), рассмотренный рас­смотреть.