Моцак михаил васильевич. Вице-адмирал михаил моцак: "честь имею!" Мутная вода вокруг «Курска»

Экспедиция - Михаил Васильевич, как вы думаете, почему именно вас назначили начальником Экспедиции особого назначения (ЭОН), созданной для подъема "Курска"? Ведь по всей логике экспедицию должен был возглавлять человек, который руководил спасательной операцией в августе 2000 года, командующий Северным флотом адмирал Попов. - Я тоже был удивлен. Назначение адмирала Попова было бы самым логичным с точки зрения иерархической лестницы. Но таково было решение Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Куроедова, согласованное с вице-премьером Клебановым. - С чего вы начали свою работу на этом посту? - С формирования структуры и команды. Без нормально функционирующего организма, в котором каждый человек - это звено, которое находится во взаимосвязи со множеством других звеньев, невозможно решить ни одну задачу. Всю жизнь у меня был принцип - какую команду построишь, такой результат и получишь на выходе. И тот штаб, который мы создали, очень хорошо проработал в море ровно 100 дней. - Какие моменты работы экспедиции вы бы назвали самыми важными, ключевыми? - По сложности - отрез первого отсека. По огромному моральному напряжению - отрыв лодки от грунта. Но самым сильным впечатлением лично для меня оказался момент, когда мы остановили подъем и на глубине 54 метра увидели с помощью телекамер, что представляет собой висящая на захватах подлодка: искореженное, изрезанное, израненное тело. Я уж не говорю о шоке, который я испытал, когда увидел подлодку после всплытия в доке. Ни одна картина, изображающая ад, не передаст то, что представляли собой 2-й и 3-й отсеки. - Как обычные, рядовые матросы и мичманы воспринимали подъем лодки? - Сказать, что они понимали масштаб задачи, - не сказать ничего. "Петр Великий" вернулся на базу 10 октября. К этому времени на нем должно было быть уволено почти 300 матросов. Все они написали рапорты с просьбой отложить увольнения до окончания экспедиции. Многие из них всю жизнь будут считать самой важной задачей ту, которую они решали в экспедиции. - Высыпаться-то удавалось? - В море ходишь не для того, чтобы спать. Как руководитель, ты должен постоянно знать обстановку, которая складывается вокруг. Как можно думать о сне, когда рядом с тобой помощником начальника штаба экспедиции работает капитан 1 ранга Владимир Гелетин, сын которого погиб на "Курске"? - А конфликтов межличностных не было? - Не было. Нам некогда было. - Тяжело было стать рупором экспедиции? - Тяжело дилетанту, который не владеет сутью вопроса. А когда человек знает то, о чем он будет говорить, когда он размышляет об этом 24 часа в сутки и не один месяц, у него нет страха, потому что есть внутренняя позиция. - А в какой момент тогда, в августе 2000 года вы поняли, что "Курск" попал в настоящую крупнейшую катастрофу? - В ночь на 13 августа. Стало ясно, что если личный состав первых трех отсеков не воспользовался всплывающей камерой, то это означает либо гибель всего личного состава этих отсеков, либо настолько катастрофическое состояние корабля, что никакая борьба за живучесть там уже не ведется. - Почему же это не было сразу объявлено? Почему нас уверяли, что "подается воздух", что идет перестукивание? - Мы проиграли информационную ситуацию. Тема катастрофы "Курска" была в прошлом году отдана на растерзание СМИ. А мы очень дозированно говорили что-то надуманное, хотя всем было ясно истинное положение дел. Поэтому СМИ навязали всей стране и большей части мира, что ВМФ и государство не выполнили свои функции по спасению экипажа "Курска". Но уже 15 августа мы обладали полной информацией о реальном состоянии дел на лодке. Да, это была жестокая правда. И ее надо было давать. Сделано это было только 18 августа. В итоге только ленивый не плевал в ВМФ, не рождал свою версию и не считал необходимым рассказать, какой гениальный способ спасения личного состава он придумал, но никто не хочет его реализовывать. Никто не хотел понять, что для военных речь шла не о том, чтобы сохранить свои погоны, сберечь свой престиж. У военных основные понятия, которыми они руководствуются, - это честь, отечество и отвага. При этом честь ставится превыше всего, морской офицер свою честь ставит выше закона. Семья - Расскажите о вашей семье. - С любимой женой Наташей я познакомился в Севастополе, где в училище мы были в одной роте с ее братом. Процесс нашего взаимного присматривания друг к другу занял три года. Дальше все было стремительно за три месяца. И вот уже тридцатый год вместе. Она сама родилась в Севастополе. Там же в период моего отсутствия на берегу она родила мне двух сыновей. На этой же "чужбине", в городе русской славы похоронены ее папа и моя мама. Я, русский офицер, унижаясь, езжу на Украину, чтобы поклониться могилам своих родителей. Поэтому то, что произошло с СССР в 1991 году, оцениваю как величайшую трагедию - свою и большинства людей, которых я знаю. Наташа всю жизнь связана с работой в электрических сетях, от простого электромонтера до начальника отдела охраны труда и энергонадзора. Считается одним из лучших специалистов на Северном флоте. Человек, который всю жизнь трудится с простыми работягами, поэтому в ней нет ничего от генеральских и адмиральских жен. Она в этом плане является для меня человеком, который способен достаточно грамотно раскритиковать меня, если я слишком задеру где-то нос. - Знаю, что ваш старший сын Анатолий тоже стал моряком. Хотел с детства? - Он смотрел передачу "Служу Советскому Cоюзу!" и в зависимости от тематики говорил: "Папа, хочу стать летчиком. Мне прикажет командир сделать "мертвую петлю", я ее сделаю!" В слдеующей передаче о пожарных рассказывают, он говорит: "Буду пожарным! Скажут в огонь - я пойду в огонь!". Смотрит про пехотинцев, все упали в грязь и ползут по луже с автоматами. Он говорит: "Нет, папа, пойду в пехоту. Скажет командир: ложись в грязь, лягу в грязь". Теперь он морской офицер, капитан-лейтенант, служил на подводных лодках и даже ходил вместе с Геннадием Лячиным в море. Я считал Лячина, когда он был старшим помощником у капитана 1 ранга Ежова, - самым лучшим. Сын набирался у него разума и хороших офицерских традиций. Младший Сергей, поглядев на все тяготы и лишения морской службы, избрал самую мирную профессию - "менеджмент в строительстве". И сейчас успешно учится на пятом курсе Московского государственного строительного университета. Море - Какой у вас стиль руководства в море? - Всю жизнь я старался опираться на самые лучшие качества людей, несмотря на то что иногда ошибался и те, которым я доверял, на поверку оказывались негодяями. Но большинство людей воспитаны на нормальных человеческих ценностях, поэтому, когда опираешься на здоровые принципы и традиции воспитания, то получаешь больше всего на выходе. Видимо, в этом плане мне с людьми везло, потому что они пахали на меня не за страх, а за совесть. Это самое приятное. Одним из высочайших качеств начальника я считаю его способность своевременно и очень достойно оценить то, что делают его подчиненные. Сказать спасибо за работу - это человека окрыляет. А когда этого нет, то работа превращается в череду приказаний и докладов об их исполнении, и это неправильно. - А если человек не справляется? - Неисполнительность и необязательность я, как военный человек, не терплю. Для своих подчиненных ввел "правило двух китайских предупреждений". При первой ошибке или невыполнении приказания я предупреждаю подчиненного в достаточно жесткой форме. Второй раз во многом бывает предопределяющим, чтобы наши пути как начальника и подчиненного разошлись. - А что вы больше всего цените в людях, в сотрудниках? - Душевную доброту и умение чувствовать ситуацию сердцем. Хоть я и военный человек и в общем-то должен был за годы службы быть закован в панцирь и лишен всяких эмоций, но склад ума и души не позволяет мне равнодушно взирать на то, что происходит в жизни, независимо от того, касается ли это моей гражданской позиции, военной карьеры или взаимоотношений с людьми. - А чем отличается служба на подводной лодке от других подводных профессий? - Особенность подводной службы - нахождение в рабочем состоянии круглые сутки. Даже спишь одетый, настроенный на определенный шум внутри подлодки. Малейшее изменение этого шума характеризует ненормальность, возникающую в системах корабля. Постоянное чувство готовности к действию. - Вы испытываете страх в море? - Я лучше расскажу, что я почувствовал, когда впервые при мне, младшем офицере, была объявлена аварийная тревога на подводной лодке. Несмотря на то что меня готовили ко всему этому в учебном центре, на тренажерах, первое чувство, особенно если ты находишься в аварийном отсеке, - чувство ватности ног. Но я не стыдился. Здесь многое зависит от того, кто возглавляет отсек, - от человека, который сумеет взять власть на себя и дать указания, чтобы начать действовать. Потом, например, если бы прошло секунд 15-20, до меня бы дошло, что я офицер, я подготовлен и я должен принимать решения. Но я в тот момент времени осознавал, что нахожусь в постороннем отсеке, поступаю в распоряжение командира отсека и должен выполнять его приказы. Ожидание, растерянность и ватные ноги - это я запомнил на всю жизнь. Много раз потом в моей службе звучал перезвон аварийной тревоги, и я все благоприятные периоды плавания готовил себя к действиям при авариях. Я сам себе ставил аварийную задачу и думал, как ее решить. Жизнь научила, что борьбу за живучесть нужно вести так, когда каждая отданная команда - это элемент решения, а каждая выполненная команда - это элемент его реализации. И еще я понял сам и всю жизнь учил других, что на спасение корабля и людей у меня 30 секунд, максимум минута. - Можете кратко сформулировать свой опыт моряка? - За период своей службы совершил 24 боевые службы, имею наплаванность 380 тысяч миль, сколько лет провел под водой, не считал. Был в 19 морях и 4 океанах. Еще мне повезло в жизни: вместе с Героем России Тимуром Апакидзе я взлетал и садился на палубу авианосца "Кузнецов". - Каково, на ваш взгляд, будущее российского флота и России как морской державы? - Оно целиком зависит от реализации основ военно-морской политики до 2010 года и военно-морской доктрины - будут ли это действующие документы или же обыкновенные парадные декларации. Мы пока еще слишком бедная страна, чтобы надеяться, будто радужное будущее для нашего флота наступит даже в 2010 году. Но хотелось бы, чтобы на рубеже 2010-2015 годов мы перешли ту черту, которая позволит нам на основе традиций, опыта плавания и школы, которые имеются сейчас, перейти к новому флоту. Об этом и о будущем моей страны я тоже написал стихотворение: Не в новый век, в тысячелетье Нам посчастливилось войти. Вновь испытанье лихолетьем Лежит на жизненном пути. Но только верю, хватит силы Преодолеть любой завал У нашей матушки-России. Ведь все народ ее познал. Я верю, в двадцать первом веке Мы возродимся как страна. И человека в человеке мы будем видеть. Ведь сполна Страна испила горя чашу. И я хочу, чтоб счастья свет Согрел теплом отчизну нашу, Которой лучше в мире нет. - Спасибо большое за интервью. И позвольте от имени редакции поздравить вас с днем рождения, пожелать всего доброго и светлого. Пресс прессы Михаила Моцака я помню в деле - двенадцать лет назад мы оказались с ним в одном прочном корпусе. Я - в качестве прикомандированного, он - старшего на борту. За три месяца боевой службы у меня была возможность составить представление о характере этого человека. Одно могу сказать точно: крупно просчитался тот, кто во всей этой эпопее с подъемом лодки отвел ему роль обкакавшегося, а потому нещадно выпоротого мальчика. Товарищ Моцак, стоит его тронуть, сам выпорет кого угодно. Если на карту поставят его карьеру. Владимир Темный, Грани.Ru Блиц-опрос - Ваш любимый вид спорта? - Теннис. На достаточно постоянной основе занимаюсь этим примерно 12 лет. У нас в Североморске отличный клуб теннисистов "Полярная звезда", в основном он состоит из офицеров и их жен. - Кроме тенниса чем-нибудь занимаетесь? - Всю жизнь старался держать в тонусе мышцы. В экспедиции на "Петре Великом" был достаточно хороший тренажерный зал. Худо-бедно раз 15 я 60-килограммовую штангу толкал. - О вас говорят, что вы неплохой фотограф. - Снимаю всю жизнь. Есть чувство композиции. На текущий момент у меня пять фотоаппаратов. Самый удобный - цифровой, который позволяет все видеть на экране компьютера. Очень много фотографий я сделал во время Экспедиции особого назначения. Некоторым из них очень завидует наше разведуправление - это снимок норвежского разведсудна "Марьятта". Я его с вертолета снимал. - Что вам не нравится в людях? - Эгоизм и лицемерие. -Кем вы хотели быть в детстве? - Я хотел заниматься дельфинами. Теперь в дельфинарии я хожу, чтобы приучить к морским животным, морской фауне и флоре своего внука Мишутку. Ему три года. Не думаю, что это пора, когда он окончательно определится с профессией. Но мою адмиральскую фуражку он надевает с удовольствием. - Подводники - люди суеверные? - Страшно суеверные. У меня есть суеверное меховое пальто, в котором я плаваю много лет. Cуеверная шапка - рыжая, выцветшая, с непонятным зеленым крабом - я в ней в море хожу с 1978 года. Есть такие же суеверные ботинки. Еще мы не любим ходить в море 13-го числа и по понедельникам. - Но "Курск" поднимали в понедельник. - Да, но поскольку мы люди суеверные, то объявили, что 7 октября, в воскресенье, в 12 часов создана нагрузка на стрендах, и по существу это стало началом этапа подъема субмарины. Биографическая справка Михаил Васильевич Моцак родился 22 ноября 1949 года в г. Москве. В 1972 году закончил Черноморское высшее военно-морское училище им. Нахимова по специальности "Системы управления ракетами подводных лодок". В 1982 году с отличием окончил 6-е Высшие специальные офицерские классы ВМФ и стал командиром крейсерской подводной лодки, которая в течение двух лет объявлялась лучшей АПЛ ВМФ, завоевывая призы Главнокомандующего ВМФ. С августа 1985 года становится заместителем командира соединения АПЛ, а с июня 1991 года - командиром соединения. В 1991 году окончил Военную академию Генштаба имени К.Е. Ворошилова. В январе 1995 года назначен командующим объединением подлодок Северного флота (СФ). 22 февраля 1996 года ему присвоено звание вице-адмирала. В мае 1999 года назначен начальником штаба - первым заместителем командующего СФ. Награжден Золотой звездой Героя Российской Федерации, 4 орденами и 12 медалями. Женат, имеет 2 сыновей. В июле-октябре 2001 года командовал Экспедицией особого назначения по подъему АПЛ "Курск".

Вчера вечером на сайте газеты «Известия» появилось интервью с начальником штаба Северного флота вице-адмиралом Михаилом Моцаком. Высокопоставленный военный, который лично руководил учениями, в ходе которых погиб атомный подводный крейсер, аргументировано доказывает: «Курск» потопила иностранная субмарина.

Вице-адмирал сообщил ряд поистине сенсационных подробностей: вспомнив об истории с буем, всплывшим в районе катастрофы, он рассказал, почему он не был поднят на борт судов Северного флота. Рассказал Моцак о преследовании таинственной «второй субмарины», спешно уходящей из зоны учений. И, самая главная сенсация – некто с позывными АПЛ «Курск» выходил на связь до 1:30 ночи 12 августа, то есть тогда, когда атомоход по официальным данным, давно лежал на дне с развороченным первым отсеком.

Текст «Известий» - полноценная сенсация. Впервые с момента катастрофы «Курска» высокопоставленный военный делает столь категоричные заявления. ПРАВДА.Ру приводит интервью с Михаилом Моцаком на своих страницах:

« - Михаил Васильевич, одним из главных обвинений со стороны СМИ в адрес командования ВМФ и Северного флота сразу после катастрофы "Курска" было то, что флот далеко не сразу принял меры по спасению экипажа. Например, штатный режим связи во время учений - каждые четыре часа. Катастрофа произошла в 11.32. Лодку начали искать только в 23.00. Было пропущено три сеанса связи, и никто не хватился.

Это не совсем так. По опыту проведения учений мы знаем, что были случаи, когда вследствие неправильной оценки тактической обстановки и маневрирования командир аналогичной подлодки пропустил отряд надводных боевых кораблей, который прошел через его район, а он продолжал его искать. Мы прекратили учения и начали искать эту подлодку, и несмотря на то, что вызывали ее по звукоподводной связи, сбрасывали специальные сигнальные взрывные устройства, те продолжали, засунув голову как страусы в песок, изображать торпедную атаку. К моменту, когда они всплыли, мы уже стояли на голове от того, что лодка вроде бы есть, а связи с ней нет.

- С "Курском" складывалась аналогичная ситуация?

Почти. В установленное время "Курск" доложил, что к выполнению стрельб готов. А перед этим в соседних районах две другие подлодки выполняли так называемые призовые стрельбы. При таких стрельбах командир выполняет несколько торпедных атак со сменой позиции, этот процесс очень растянутый. Выпущенные торпеды плавают, разбросанные на расстояние до 80 км, для их поиска привлекаются и противолодочные самолеты, и вертолеты, и торпедоловы, и другие корабли. Командир "Курска", думали мы, вполне мог запутаться в ситуации, когда на границе его района находится множество других кораблей, и не найти цель. Поэтому сначала мы считали, что Лячин скоро всплывет с донесением о том, что освободил заданный район, а стрельбу в установленные сроки не выполнил. Распишется, скажем так, в командирском бессилии. Мы на это надеялись, не желая думать о катастрофе. И был еще один важный фактор. "Курск" имел позывной "Винтик". И начиная с 18.30 и далее в 19.30, в 20.30 и даже в 1.30 ночи, когда мы объявили тревогу, по УКВ-связи появлялся неизвестный корреспондент, который работал под этим позывным. То есть даже за три часа до того, как "Петр Великий" обнаружил в 4.30 аварийную подлодку, мы еще имели лживую информацию о том, что имеем связь с "Курском".

- Что же это было на самом деле?

Мы не можем установить до сих пор. Не исключаем ни хулиганства своих, ни преднамеренной работы в эфире "чужих". Все это запротоколировано и находится в материалах следствия.

Командующий Северным флотом адмирал Попов заявлял об обнаружении на грунте рядом с "Курском" другой субмарины. Есть ли доказательства этого?

Была зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного "Курска" второго подводного объекта, также, возможно, аварийного. "Петр Великий" зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это было зафиксировано визуально людьми, которые пытались вытащить из воды аварийные буи...

- Иностранные?

Ну, аварийная раскраска практически у всех одинакова, а наш буй до сих пор находится на корпусе "Курска".

- Почему же найденный буй не был поднят? Ведь он мог бы являться доказательством столкновения.

Буй удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров. Фактически он как бы висел на якоре. Этим якорем могло быть что угодно.

- В том числе другая подводная лодка?

Да. И когда офицер пытался подцепить буй багром, у него это не получилось. К сожалению, дальнейшие обстоятельства привели к потере буя из-за ухудшения погоды. К вечеру 13 августа наши летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от "Курска" зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку. Такой же вылет был сделан на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления "друзей" из НАТО.

Почему же обнаруженный "подводный объект" был потерян - причем такими кораблями, как "Петр Великий", "Адмирал Чабаненко", которые специально предназначены для поиска подводных лодок?

Я, как начальник штаба флота, признаю, что это упущение. "Петр Великий", когда обнаружил затонувшую подлодку и зафиксировал при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал наведение в кратчайший срок на "Курск" сил спасения. Может быть, это было неправильно. В этой ситуации нужно было выполнять и задачу спасения, и задачу выявления истинной причины катастрофы. Наша главная задача была доставить к месту катастрофы корабль -носитель спускаемых аппаратов. И суметь состыковать спускаемые аппараты с людьми в лодке, которые стучали.

- Кстати, звучали заявления, что это были технические стуки.

Здесь ситуация была сложная. При исходном обнаружении мы зафиксировали 2 источника стуков: технические и ручные. Технические через некоторое время пропали, да так и не стучат наши станции. А по поводу ручных мое личное мнение, что, может быть, 23 человека в 9-м отсеке и погибли через 8 часов после катастрофы, уже тогда, когда отсек был затоплен. А в 5-м и в 5-бис отсеках могли и дальше оставаться живые моряки, которые продолжали стучать. И последние стуки мы слышали в 11.00 14 августа.

- Как вы сами считаете: действительно ли причиной катастрофы стало столкновение с иностранной подлодкой?

Официального суждения по этому поводу я до сих пор не имею, и даже имея личное мнение, я не могу высказывать его, являясь членом правительственной комиссии.»

В то время как контр-адмирал в отставке Михаил Моцак служит помощником полпреда Президента РФ в СЗФО, одновременно возглавляя Совет Героев Советского Союза и Российской Федерации, его сын Сергей манипулирует с чужой собственностью в акватории Невы.

В то время как контр-адмирал в отставке Михаил Моцак служит помощником полпреда

Президента РФ в СЗФО, одновременно возглавляя Совет Героев Советского Союза

и Российской Федерации, его сын Сергей манипулирует с чужой собственностью

в акватории Невы.

По иронии судьбы, теплоход, который осуществляет бункеровку в порту Санкт-Петербург флотским мазутом, зовется «Амуром». Когда-то будущий контр-адмирал начинал офицерскую карьеру инженером в лаборатории авиационно-ремонтной базы Тихоокеанского флота, расположенную, как удалось определить, недалеко от дальневосточной реки с таким же именем.

Потом Михаил Моцак ушел в подводники, заслужил ордена и медали, был удостоен самого почетного звания в стране. А в отставку контр-адмирал отправился в 2001 году, вскоре после распоряжения Президента России об освобождении всего руководства Северного флота из-за гибели экипажа АПРК «Курск».

С тех пор он подвизается на государственной службе, координируя на Северо-Западе деятельность органов военного управления, подразделений Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Но сын Сергей избрал для себя иную стезю. И, похоже, не прогадал.

Мазутные барыши

Позапрошлым летом один из крупных петербургских нефтетрейдеров – ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг», дало сильный крен. Специализировался холдинг на дозаправке судов топливом, так называемой бункеровке. Санкт-Петербург – город портовый, носит гордое звание Морской столицы России, и поэтому многие годы «ЭКО «Феникс» богател и благоденствовал. Но к 2009 году ситуация в корне изменилась, компания-бункеровщик начала продавать самое ценное, что у нее было – собственный флот. Так случилось с теплоходом «Амур», который приобрело некое ООО «ЭКОТэк», принадлежащее в том числе Сергею Моцаку. Новый владелец без проволочек зарегистрировал право собственности на судно в Северо-Западном Управлении Государственного морского и речного надзора и начал зарабатывать деньги на мазуте.

Однако за два дня до продажи теплохода «Амур», 24 июня 2009 года, владелец холдинга уже принял решение о ликвидации ОАО, назначив ликвидатором Виталия Осипова и прекратив его полномочия как генерального директора. Тот провел инвентаризацию общества и выяснил, что общая стоимость имущества составляет 626, 31 млн. рублей, а признаваемые требования кредиторов – 704, 05 млн. рублей. После чего начал процедуру банкротства.

Уже в октябре того же года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» банкротом по делу №А56-53851/2009.

В рамках проведения процедуры банкротства, конкурсный управляющий в соответствии с действующим законодательством оспорил договор купли-продажи теплохода. И ООО «ЭКОТэк» обязали вернуть спорное судно в собственность ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг».

Еще немного юриспруденции. Высшие судебные органы России в апреле 2010 года разъяснили, что если в решении предусмотрен возврат недвижимого имущества одной из сторон сделки, то это является основанием для восстановления в госреестре записи о праве собственности этой стороны на недвижимость. В нашем случае – холдинг должен был получить «Амур» обратно. Причем в соответствии со ст.187 АПК РФ – немедленно.

Вряд ли такой вердикт устраивал ООО «ЭКОТэк». Вероятно, звучная фамилия собственника компании вызвала у представителей регистрирующего органа настоящую «кессонную болезнь», которой страдают подводники: из-за резкого снижения давления в крови образуются пузырьки газов, которые блокируют кровоток и могут привести к параличу.

Не торопился возвращать теплоход назад и Сергей Моцак. Его юристы принялись оспаривать судебное решение вплоть до Президиума ВАС РФ. Хотя результаты длительной тяжбы оказываются не в пользу ООО «ЭКОТэк», оно продолжает вовсю эксплуатировать теплоход.

Согласно отчету первого заместителя капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по безопасности мореплавания Михаила Харьюзова № 02/КП-1814 от 08.12.2011, судно «Амур» до сих пор осуществляет бункеровку судов практически ежедневно.

Странное дело, но почему-то судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный лист, не принялся рьяно возвращать теплоход ОАО «ЭКО «Феникс Холдингу». И как его, «Амур», возвращать? Это же не оборудование или ценная вещь, которую можно погрузить в багажник автомобиля… Да и неясная тень контр-адмирала, которая нет-нет да и мелькнет в окне полпредства, не располагает к зряшной суетливости.

Казалось бы, расклад понятен. Пока компания-банкрот оформляла несостоятельность юридически, один из ее активов ушел «на сторону» и до сих пор не возвращен назад, несмотря на судебное решение.

Дело шьют?

Время обратиться к материалам уголовного дела №377353, возбужденного 22.04.2011 следственным управлением при УВД по Кировскому району Санкт-Петербурга

по признакам преступления, предусмотренного ст.30 ч.3 и ст.159 ч.4 УК РФ. Инициатором разбирательства выступил генеральный директор ООО «ЭКОТэк» Дмитрий Галданов, который прекрасно знал истинное положение дел.

Вспомним о том, кто координирует в наших краях деятельность правоохранительных органов...

Следствием установлено, что 26.06.2009 представитель ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» Виталий Осипов продал теплоход ООО «ЭКОТэк» за 11,00 млн. рублей. То, что «Амур» находился в залоге у «Росбанка» по договору об ипотеке, а новоиспеченный ликвидатор компании-продавца не имел полномочий на совершение этой сделки, никого не смутило. После того как холдинг официально признали банкротом, теплоход должен был, как мы раньше говорили, вернуться назад, а незадачливый покупатель – получить потраченные деньги. Но не сразу, а встав в длинную очередь кредиторов.

Часто вы видели, чтобы адмиральские семьи стояли в очередях вместе с простолюдинами?

Тем более что реализуемых активов у обанкротившегося нефтетрейдера насчитывалось меньше, чем долгов. Не желая мириться с таким положением дел, ООО «ЭКОТэк» обвинило неустановленное лицо в том, что оно, путем обмана и злоупотребляя доверием, пытается завладеть… имуществом этой компании. Ведь даже при включении её в реестр кредиторов, вероятность возвращения денег оказывалась слишком мизерной.

Оставим за скобками повествования, как Виталия Осипова вызывали летом 2009 года в высокие кабинеты, где шла речь о судьбе теплохода «Амур». Не будем подвергать сомнению смешную цифру, за которую судно спешно поменяло владельца. Постараемся не видеть несостыковок в действиях милицейского следствия, возбудившегося невзирая на вступление в законную силу судебных актов арбитражного суда и в противоречие с ними передавшего теплоход (вещественное доказательство) на хранение ООО «ЭКОТэк».

«Амур» выплыл…

А ведь у теплохода есть другой покупатель. В процессе банкротства ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» конкурсный управляющий провел торги, опубликовав, как требуется, объявление в петербургских газетах. В итоге спорное судно должно было отправиться к фирме ООО «Амур», специально созданной для бункеровки в порту. Уставной капитал этого покупателя был минимальный, чтобы в случае проигрыша на торгах снизить риски практически в ноль.

Но поскольку на основании ст.167 и ст.168 Гражданского кодекса РФ теплоход не выбывал из собственности ОАО «Эко «Феникс Холдинг», несмотря на отсутствие восстановленной записи в госреестре, воодушевленный победитель отправился за «Амуром»… И наткнулся на «кессонную болезнь» чиновников, регистрирующих права собственности.

В середине ноября 2011 года Арбитражный суд СПб и ЛО рассмотрел иск ООО «Амур» к Северо-Западному Управлению Государственного морского и речного реестра, обязав последнего погасить в Государственном судовом реестре запись о праве собственности ООО «ЭКОТэк» на спорный теплоход, восстановить право за ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» и зарегистрировать имущество на истца.

Только свое судно ООО «Амур» не может получить и поныне. Как бы его не постигла трагическая участь АПРК «Курск»…



М оцак Михаил Васильевич – командующий 1-й Краснознамённой флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота, контр-адмирал.

Родился 22 ноября 1949 года в Москве. Русский. В 1967 году окончил среднюю школу в Севастополе, куда переехала семья.

В Военно-Морском Флоте с 1967 года. В 1972 году окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова (Севастополь) по специальности «Системы управления ракетами подводных лодок». Офицерскую службу начал инженером и старшим инженером лаборатории авиационно-ремонтной базы Тихоокеанского флота. С февраля 1974 года - командир группы управления минно-торпедной боевой части, помощник командира, старший помощник командира атомной подводной лодки (АПЛ) Северного флота.

В 1982 году с отличием окончил 6-е Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР. С 1982 года командир атомной подводной лодки «К-517» Северного флота, которая в течение двух лет объявлялась лучшей атомной подводной лодкой (АПЛ) ВМФ, завоевывая призы Главнокомандующего ВМФ СССР.

С августа 1985 года - заместитель командира 33-й дивизии АПЛ 1-й флотилии АПЛ Северного флота. В 1987 году заочно окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко.

В 1991 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К.Е.Ворошилова. С июня 1991 года - командир 11-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота. С августа 1993 года - начальник штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок. Контр-адмирал (18.02.1993).

Участник 24 боевых служб и многих дальних походов, в том числе в Арктику. Был командиром трансарктических переходов с Северного на Тихоокеанский флот: в августе-сентябре 1991 года - АПЛ «К-173» и «К-449»; затем с 18 августа по 14 сентября 1993 года - «К-456» (командир корабля капитан 1-го ранга А.П. Ефанов). Внёс большой вклад в подготовку командиров атомных подводных лодок, в совершенствование форм и способов боевого применения подводных сил.

У казом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, контр-адмиралу Моцаку Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С декабря 1994 года - командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок Северного флота (Западная Лица: бухты Нерпичья, Большая и Малая Лопатки). В августе 1995 года руководил ракетной стрельбой тяжёлого атомного подводного крейсера «Тайфун» (командир – капитан 1-го ранга А.С.Богачёв) из района Северного полюса. С мая 1999 года - начальник штаба – первый заместитель командующего Северным флотом. В июле-октябре 2001 года руководил экспедицией особого назначения по подъёму атомного подводного ракетного крейсера «К-141» («Курск»), погибшего со всем экипажем 12 августа 2000 года, в ходе плановых учений Северного флота.

С 1 декабря 2001 года вице-адмирал М.В.Моцак – в отставке, последовавшей после распоряжения Президента России об освобождении от должностей практически всего руководства Северным флотом, в связи с трагическими событиями, повлекшими гибель 118 членов экипажа АПРК «Курск».

В январе 2002 года вице-адмирал в отставке М.В.Моцак был назначен первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, ответственный за координацию деятельности органов военного управления, объединений, соединений и учреждений Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и правоохранительных органов в федеральном округе. С мая 2004 года - помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Живёт и работает в городе-герое Санкт-Петербурге.

Вице-адмирал (22.02.1996). Действительный государственный советник РФ 2-го класса. Награждён советскими орденами Красной Звезды (1980), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1998), Почёта (5.10.2009), «За личное мужество» (1993), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (1977).

Удостоен звания «Почётный полярник». Почётный гражданин города Заозёрск Мурманской области.