Образец. "Психолого-педагогическая характеристика ученика"

Характеристика на ученика

Раздел 1. Общие сведения об ученике.

Анкетные данные.

  • Фамилия, имя.
  • Дата рождения.
  • Школа, класс.
  • Специализация школы.

Сведения о состоянии здоровья.

  • Часто ли болеет (часто, средне, редко).
  • Хронические заболевания (какие).
  • Особенности функционирования нервной системы:
    • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
    • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
    • стабилен в проявлении настроения;
    • преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
    • преобладает торможение.

Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические).

  • Занятия общественно полезным трудом (каким).
  • Занятия в художественной самодеятельности (какой).
  • Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.
  • Занятия спортом (каким).
  • Занятия организационной работой (какой).

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:

  • На учебную деятельность;
  • На трудовую деятельность;
  • На художественно - эстетическую деятельность;
  • На достижение в спорте, туризме;
  • На отношения между людьми.

Отношение к делу:

Общественная активность.

  • Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
  • Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
  • Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
  • Редко принимает участие в общественных делах.
  • Отказывает участвовать в общественных делах.

Трудолюбие.

  • Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
  • Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
  • Редко охотно берется за работу.
  • Чаще всего старается уклониться от любой работы.
  • Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

Ответственность.

  • Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
  • В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
  • Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
  • Очень редко выполняет порученное ему дело.
  • Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

Инициативность.

  • Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
  • Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
  • Редко сам начинает новое дело.
  • Почти никогда сам не начинает новое дело.
  • Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность.

  • Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
  • В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
  • Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.
  • Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Любознательность.

  • Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
  • В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
  • Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
  • Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
  • Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

Аккуратность.

  • Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
  • Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по обязанности.
  • Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
  • Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
  • Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

Коллективизм

  • Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
  • Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
  • Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
  • Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
  • Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».

Честность. Правдивость.

  • Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
  • Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
  • Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
  • Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
  • Склонен всегда, говорить не правду.

Справедливость.

  • Активно борется с тем, что считает несправедливым.
  • Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
  • Редко выступает против того, что считает несправедливым.
  • Не добивается справедливости.
  • Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Бескорыстие.

  • В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
  • Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
  • Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
  • В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
  • В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

Общительность.

  • Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
  • Как правило, с удовольствием общается с людьми.
  • Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
  • Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
  • Замкнут, необщителен.

Чувство товарищества.

  • Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
  • Как правило, помогает товарищам.
  • Помогает товарищам, когда его просят.
  • Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
  • Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

Отзывчивость.

  • Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
  • Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
  • Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
  • Почти не умеет сочувствовать другим.
  • Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

Вежливость, тактичность.

  • Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
  • Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
  • Часто бывает, невежлив и нетактичен.
  • Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
  • Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

Скромность.

  • Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
  • Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
  • Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
  • Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
  • Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

Уверенность в себе

  • Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
  • Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
  • Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
  • Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
  • Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

Самокритичность.

  • Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
  • В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
  • Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
  • К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.
  • Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

Умение рассчитывать свои силы.

  • Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не слишком легкие и не слишком трудные.
  • Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
  • Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
  • В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
  • Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

Стремление к успеху, первенству.

  • Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается.
  • Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
  • Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
  • Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
  • Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

Самоконтроль.

  • Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
  • Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
  • Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
  • Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
  • Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

Смелость.

  • Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  • В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  • Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
  • В большинстве случаев отступает перед силой.
  • Всегда отступает перед силой, трусит.

Решительность.

  • Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
  • В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
  • Иногда колеблется перед ответственным решением.
  • Редко решается принять какое - либо ответственное решение.
  • Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

Настойчивость.

  • Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
  • Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
  • Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
  • Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
  • Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Самообладание.

  • Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
  • Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
  • Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
  • Часто не может подавить нежелательные эмоции.
  • Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

  • Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
  • Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
  • Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
  • Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
  • В классе авторитетом не пользуется.

Симпатия.

  • Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
  • В классе ребята относятся к нему с симпатией.
  • Пользуется симпатией только у части одноклассников.
  • Пользуется симпатией у отдельных ребят.
  • В классе его не любят.
  • Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
  • Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
  • Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе, клубе)
  • Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется (спортивная школа, клуб).
  • Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

  • Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
  • Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
  • Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
  • Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
  • Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

  • При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
  • При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
  • Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1 - 2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
  • При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
  • Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

  • Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
  • Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
  • Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
  • В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
  • Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

  • Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
  • Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
  • Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
  • Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

Общий эмоциональный тонус.

  • Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
  • Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
  • Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
  • В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
  • Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

  • Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
  • Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
  • Эмоционально уравновешен.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
  • Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Психолого-педагогическая характеристика ученика.

Иванова А. И.

Дата рождения: 11.11.2003 год

Является ученицей КГУ «Кенаральской средней школы» Отдела образования акимата Федоровского района, 4 класса.

Состояние здоровья хорошее, А. редко болеет. Хронических заболеваний не имеет. Особенности функционирования нервной системы: быстро переходит от радости к грусти без видимой причины, адекватная смена настроения, стабильна в проявлении настроения.

Успеваемость учащейся отличная. Увлекается музыкой, поет. Во внеурочное время посещает театральный кружок «Сказка». А. увлекается спортом, но еще не определилась с видом. Девочка умеет организовать игру, работу.

Направленность интересов учащийся в основном на учебную деятельность. Она отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Среди мотивов обучения преобладает познавательный.

А. активно участвует во всех общественных делах, не считаясь собственным временем. Любую работу она всегда выполняет охотно, ищет работу сама и старается сделать ее хорошо. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело. Отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствии с поставленной задачей и требованиями взрослых. Все ее поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

Сама А., девочка скромная, никогда не выставляет напоказ своих достоинств и заслуг. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчива в исправлении собственных недостатков.

А. всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее ее самой. В любой ситуации самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. Самообладание проявляется в том, что всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

А. пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: ее уважают, считаются с ее мнением, доверяют ответственные дела. В классе ребята относятся к ней с симпатией. Во внеклассной жизни у нее есть много друзей, которые так же уважают ее и доверяют ей.

А., внимательная учащаяся. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. Отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания.

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается ею легко. Отражает большой объем непроизвольной и произвольной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные способы решения. Отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

А. всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, ее может глубоко до слез, взволновать рассказ, кинофильм. Постоянно оживлена, очень активна во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела. Она спокойна, у нее не бывает сильных эмоциональных вспышек.

Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах, подписывает учитель и директор, обязательна печать школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика фамилия имя .

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения:

Отец:

Мать:

Адрес проживания: ………………….телефон….

Школа № класс

В школе №обучается с года (оставлен на повторный курс в классе);

Г. обучался в школе №

Психологическая характеристика познавательных процессов

Общая моторика характеризуется (не)достаточной произвольностью контроля над движениями, мелкая моторика хорошо/слабо развита.

Функция восприятия недостаточно развита, ребенок (не)испытывает незначительные трудности при действии по зрительному образцу/по словесной инструкции . Восприятие развито лучше/ хуже, чем мышление.

Внимание (не)устойчивое и (не)истощаемое , снижена/в пределах возрастной нормы произвольность, концентрация и переключаемость.

Зрительная память, кратковременная и долговременная, (не)достаточно развиты. Произвольная кратковременная память (не)высокая . Средний/высокий/низкий уровень механической памяти, уровень логической памяти ниже/выше . При запоминании быстро устает/запоминает (не)большие/средние объемы текста .

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиты лучше/хуже , чем словесно-логическое/ соответствуют норме данного возраста.

(не)Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Артикуляция («смазанная»/произношение звуков в слогах и словах нечёткое/часты аграматизмы/ несогласованность).

Уровень сформированности понятий и ориентация в окружающем мире (не)достаточны/соответствует возрасту .

В целом для ребенка характерны (повышенная утомляемость/ неустойчивое внимание/преобладание процессов торможения над процессами возбуждения).

Педагогическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок обучается в массовом классе/находится на индивидуальном обучении … год .

Литературное чтение. Темп чтения … слов в минуту(норма на конец первого/второго полугодия … слов). Чтение (не)достаточно осознанное, но мало выразительное/не выразительное/выразительное ), без соблюдения/с соблюдением логических пауз и интонации конца предложения. Допускает много ошибок (характер ошибок ),(но не) повторяет их при повторном перечитывании текста. Подробный/краткий/творческий пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, рассказ мало/достаточно эмоционален. Стихотворения наизусть читает с ошибками, (не)достаточно выразительно. Ответы на вопросы дает полные/развернутые/односложные, допускает (незначительные)ошибки, устанавливая причинно-следственные связи . Словарный запас ограниченный/соответствует возрасту.

По русскому языку правила (не)знает плохо и (не) понимает/не всегда понимает , как их применять. Графо-моторные навыки (не)достаточно развиты, почерк отличается (небрежностью/часто очень мелкий/очень крупный/неравномерный, (не)разборчивый). Проявляются следующие ошибки на письме: (пропуски и замены букв (часто сходных по написанию или обозначающих похожие звуки), лишние элементы букв, а также их недописывание, аграмматизмы) ,что указывает на нарушение процессов письма.

По математике трудности вызывает формирование (графических навыков,навыков счета, решение задач) . Математическая речь (не)формируется медленно/в полном объеме . Наибольшие трудности вызывает (формирование вычислительных навыков, которые находятся на низком/среднем уровне (без опоры на наглядность считает в пределах 10), механическое запоминание таблицы умножения/сложения идет более успешно) . Конкретный смысл действий умножения и деления/сложения и вычитания осознается только при использовании наглядности. При решении задач трудности возникают, (объяснение выбора действия, запись пояснений, пропуск наименований) .

Домашние задания (не)выполняет в (не)полном объеме, но под контролем родителей/самостоятельно .

Темп работы на уроке (не)достаточный/низкий/средний/высокий при самостоятельном/коллективном/ выполнении простых (однотипных) заданий, упражнения, требующие переключения внимания (не)вызывают снижение темпа . Ребенок на уроках мало/активен , творческие задания интереса (не)вызывают .

Учебная мотивация отсутствует/невысокая . Самоконтроль развит слабо/в пределах возрастной нормы/высоко, навыки самостоятельной работы формируются в (не)достаточном объеме/формируются с трудом .

Отношения с учителем /спокойные/ровные/доброжелательные ; требования и поручения выполняет формально/охотно/иногда с неохотой/с желанием . На замечания и похвалу чаще реагирует сдержанно/(не) адекватно .

Одежда ребенка (не)опрятна , письменные принадлежности и учебные предметы в хорошем/(не)удовлетворительном состоянии.

Ребенок (мало)общителен , с другими детьми (не)доброжелателен, в коллективных играх (не)участвует/часто бывает лидером . Вне школы друзей нет/есть , увлечения (…) , в школе занимается в кружках (…) , вне школы посещает (…).

Учитель______________/фамилия и.о. /

Директор ____________/ фамилия и.о. /


Психолого-педагогическая характеристика

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения:

ученика______________ класса,

проживающего по адресу:____________________________

В школе № ______обучается с года (оставлен на повторный курс в классе); до школы посещал детский сад______________,

Психологическая характеристика познавательных процессов

Общая моторика характеризуется (не) достаточной произвольностью контроля над движениями, мелкая моторика хорошо/слабо развита.

Функция восприятия недостаточно развита, ребенок (не) испытывает незначительные трудности при действии по зрительному образцу / по словесной инструкции. Восприятие развито лучше/хуже, чем мышление.

Внимание (не) устойчивое и (не) истощаемое, снижена / в пределах возрастной нормы произвольность, концентрация и переключаемость.

Зрительная память, кратковременная и долговременная, (не) достаточно развиты. Произвольная кратковременная память (не) высокая. Средний / высокий / низкий уровень механической памяти, уровень логической памяти ниже/выше. При запоминании быстро устает / запоминает (не) большие / средние объемы текста.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиты лучше / хуже, чем словесно-логическое / соответствуют норме данного возраста.

(не) Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Артикуляция («смазанная»/произношение звуков в слогах и словах нечёткое / часты аграматизмы / несогласованность).

Уровень сформированности понятий и ориентация в окружающем мире (не)достаточны/соответствует возрасту.

В целом для ребенка характерны (повышенная утомляемость/ неустойчивое внимание/преобладание процессов торможения над процессами возбуждения).

Педагогическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок обучается в массовом классе / находится на индивидуальном обучении … год.

Литературное чтение. Темп чтения … слов в минуту (норма на конец первого / второго полугодия … слов). Чтение (не) достаточно осознанное, но мало выразительное / не выразительное / выразительное), без соблюдения / с соблюдением логических пауз и интонации конца предложения. Допускает много ошибок (характер ошибок), (но не) повторяет их при повторном перечитывании текста. Подробный / краткий / творческий пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, рассказ мало / достаточно эмоционален. Стихотворения наизусть читает с ошибками, (не) достаточно выразительно. Ответы на вопросы дает полные/развернутые/односложные, допускает (незначительные) ошибки, устанавливая причинно-следственные связи. Словарный запас ограниченный/соответствует возрасту.

По русскому языку правила (не)знает плохо и (не) понимает/не всегда понимает, как их применять. Графо-моторные навыки (не)достаточно развиты, почерк отличается (небрежностью/часто очень мелкий/очень крупный/неравномерный, (не)разборчивый). Проявляются следующие ошибки на письме: (пропуски и замены букв (часто сходных по написанию или обозначающих похожие звуки), лишние элементы букв, а также их недописывание, аграмматизмы), что указывает на нарушение процессов письма.

По математике трудности вызывает формирование (графических навыков, навыков счета, решение задач). Математическая речь (не) формируется медленно/в полном объеме. Наибольшие трудности вызывает (формирование вычислительных навыков, которые находятся на низком/среднем уровне (без опоры на наглядность считает в пределах 10), механическое запоминание таблицы умножения/сложения идет более успешно). Конкретный смысл действий умножения и деления/сложения и вычитания осознается только при использовании наглядности. При решении задач трудности возникают, (объяснение выбора действия, запись пояснений, пропуск наименований).

Домашние задания (не) выполняет в (не) полном объеме, но под контролем родителей/самостоятельно.

Темп работы на уроке (не) достаточный / низкий / средний / высокий при самостоятельном/ коллективном / выполнении простых (однотипных) заданий, упражнения, требующие переключения внимания (не) вызывают снижение темпа. Ребенок на уроках мало / активен, творческие задания интереса (не) вызывают.

Учебная мотивация отсутствует/невысокая. Самоконтроль развит слабо/в пределах возрастной нормы/высоко, навыки самостоятельной работы формируются в (не)достаточном объеме/формируются с трудом.

Отношения с учителем / спокойные / ровные / доброжелательные; требования и поручения выполняет формально / охотно / иногда с неохотой / с желанием. На замечания и похвалу чаще реагирует сдержанно/(не) адекватно.

Одежда ребенка (не) опрятна, письменные принадлежности и учебные предметы в хорошем / (не) удовлетворительном состоянии.

Ребенок (мало) общителен, с другими детьми (не) доброжелателен, в коллективных играх (не) участвует / часто бывает лидером. Вне школы друзей нет / есть, увлечения (…), в школе занимается в кружках (…), вне школы посещает(…).

«_____»______________ ______года

Учитель______________/ФИО /

Директор ____________/ ФИО /

1. Особенности физического развития.

Физическое развитие ребенка соотв6тствует возрастной норме.
Вес 43 кг., рост 152 см. У подростка нет недостатков зрения либо слуха.
Здоровье ребенка ослабленное, частый простуды, ОРВИ, имеется хронический бронхит.
Мелкая моторика развита отлично, мальчик хорошо рисует, легко манипулирует мелким инструментом и предметами.
Методы: анализ документации, беседа с ребенком, классным руководителем, наблюдение, изучение рисунков и записей мальчика в тетрадях.

По словам ребенка, частые простуды мешают ему заниматься в школе, а также поддерживать общение с друзьями в свободное время.
Мальчику необходим постоянный контроль со стороны врача, а также процедуры закаливания. Кроме того, в рацион питания должны добавляться витамины, особенно в период понижения температурного режима.

2. Характеристика семейной среды.

В состав семьи подростка кроме него самого входят: мать, отец и старшая сестра.
Мать-безработная, стоит на бирже занятости.
Отец- квалифицированный сварщик, работает на частного предпринимателя, выполняет кроме того индивидуальные заказы, является по сути дела кормильцем семьи.
Мать является самой значимой фигурой для подростка. Ее мнение непререкаемо для него. Мальчик очень любит свою маму и не представляет себе жизни без нее.
С отцом отношения менее близкие. Иногда они переходят в конфликтные.
По славам классного руководителя мать Анатолия часто употребляет спиртное, за что была уволена с прежнего места работы. С отцом подростка она не расписана, а поэтому юридически мальчик не является его сыном. Семья находится на внутришкольном контроле.
Сестра мальчика проживает отдельно от семьи у бабушки. Навещает редко. Учится в университете. Отношения брата и сестры конфликтные.
Надо сказать, что сестра подростка от первого брака матери.
Методы: методика «Рисунок семьи», «Цветовой тест отношений», беседа с ребенком, классным руководителем.

Положительными аспектами семейного воспитания мальчика являются: сильная эмоциональная связь между ребенком и его матерью, что проявляется во взаимной помощи, уважении и т.п. Мать везде и всегда отстаивает права своего ребенка.
Отрицательные моменты: конфликтные отношения с отцом, сестрой, употребление спиртного матерью.
Данные аспекты вызывают у ребенка раздражительность, страх перед отцом, желание изменить ситуацию в семье к лучшему.
По словам мальчика, ему было бы легче, если бы папа куда-нибудь уехал навсегда.
Таким образом, сложившиеся проблемные отношения в семье Анатолия требуют участия многих социальных институтов и специалистов.
Работа должна вестись как с родителями подростка, так и с самими мальчиком.

3. Взаимоотношения ученика со сверстниками.

Мальчик в классе имеет много друзей, по данным социометрического исследования он принадлежит к статусу предпочитаемых.
В основном его друзьями являются мальчики. К девочкам подросток испытывает пренебрежительное отношение. Со своими друзьями Анатолий ответственен, доброжелателен, однако иногда исполняет роль «серого кардинала», решая собственные проблемы за счет некоторых одноклассников.
В силу природного ума и сообразительности мальчик изворотлив и хитер. Эти качества отмечает классный руководитель и многие одноклассники Анатолия, в основном девочки.
Помимо школьных друзей у Анатолия обширный круг общения вне школы. Как правило это ребята старше подростка на 2-4 года. По словам Анатолия, ему интереснее общение с ними, поскольку сам себя он тогда начинает ощущать более страшим, более солидным и значимым. Подростку импонирует внимание старших товарищей.
Методы: социометрия, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком.

Положение мальчика в коллективе благоприятное. Он не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением в школьном классе.
Заслуживает внимание его отношения с девочками, которые необходимо постепенно менять.
Серьезное содействие этому может оказать мать подростка. Однако посещение родительских собраний ею, как правило, игнорируется.
У мальчика ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться его товарищами и дает подростку определенные социальные дивиденды. Эта тенденция может быть использована и воспитательных аспектах, например поручить подростку ответственно дело в рамках жизни школьного коллектива.
Общение со страшим ребятами вне школы, имеет как позитивные, так и негативные моменты. К первым можно отнести развитие самостоятельности ребенка. Ко вторым – иногда слепое подражание в общении (употребление нецензурных слов, выражений), в поведении (манера носить одежду, курение, ношение кольца в ухе).
Не смотря на это, ребенок поддается и положительному влиянию. По этому очень важно организовать деятельность мальчика так, что бы могли проявиться его лучшие черты. Кроме того, было бы целесообразным посещение подростком занятий у психолога.

4. Учебная и трудовая деятельность.

По уровню успеваемости подросток опережает многих своих товарищей. Однако объективно, его можно назвать средним. Наибольший интерес вызывают уроки физической культуры, информатики, трудового обучения. В меньшей степени языки и математика.
Очень нравится немецкий язык, что подтверждается достаточно высокими отметками по этому предмету.
По словам классного руководителя, Анатолий мог бы учиться гораздо лучше, однако лень, пренебрежительно отношение ко многим предметам делает это невозможным. Мальчик может длительное время читать только то, что ему интересно или очень увлекательно, на все остальное ему не хватает терпения.
То же самое можно сказать и в отношении трудовой деятельности. Что либо выполняется только тогда, когда представляет сильный интерес или вызывает желание, все остальное решить без конфликта не возможно.
Что касается дисциплины при выполнении трудовой деятельности, то ее выполнение можно назвать удовлетворительным.
Таким образом, основным мотивом учебной и трудовой деятельности является мотив самоутверждения.
Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.

Такого рода отношение к труду и учебе связаны с отсутствием систематического контроля и приучения Анатолия в семье.
Мальчик во многих случаях предоставлен сам себе. И, наверное, только желание самоутверждения, не позволяют ему скатываться ниже того уровня, на котором он находится в плане успеваемости.
Ввиду этого, необходимо обращение к этим качествам подростка для стимулирования у него иного отношения к учебе и трудовой деятельности, с постоянным поощрением, что давало бы возможность подростку чувствовать себя значимым и необходимым.
Особенно важным, является учет интересов самого подростка в организации его трудовой и учебной деятельности. Так, например его любовь к немецкому языку, нашла простое объяснение. Просто мальчику очень нравятся песни немецкой группы «Rammstein», исполнители этой являются кумирами для подростка.
Кроме того, для подростка необходимо организовать курс занятий по формированию волевых усилий, это можно легко сделать, учитывая его сильное желание самоутвердиться.

Характеризуя направленность личности Анатолия необходимо отметить, что основными ценностями, которые являются для мальчика первостепенными, выступают общение с друзьями в плане собственного самоутверждения, сила, превосходство. По словам подростка, если будешь сильным, то у тебя будет все: и деньги, и положение, и хороший дом с машиной.
Как уже отмечалась ранее, наиболее устойчивые интересы у подростка наблюдаются к немецкому языку и творчеству группы «Rammstein».
Кроме того, мальчику очень нравятся компьютерные игры типа «Far Cry», «Wolfenstein», «DOOM», «Half Life». Общей особенностью этих игр является то, что в них игроку приходиться постоянно с кем-то сражаться, стрелять из различного вида оружия. В качестве врагов выступают монстры, фашисты, мумии и т.п.
Что касается развития способностей, то у Анатолия они выражены достаточно хорошо, особенно художественные. Мальчик охотно рисует. Однако специального развития эти способности не получают, так как у подростка не возникаете желание записать в художественную школу.
Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.

Интерес к компьютерным играм может быть использован родителями школьника для организации его подготовки к урокам. Например, подросток сможет поиграть в любимую игру, только при условии выполнения домашнего задания.
Интерес к компьютерным играм может быть легко переключен на то, как эти игры создаются, что может привлечь внимание мальчика к изучению компьютерных программ.
Реализация художественных способностей также может осуществлена при помощи компьютера. Такие программы, как «Word», «Paint», «Photoshop», вызывают стойкий интерес у подростков, и могут использоваться для создания художественных объектов.
Естественно, что при распределении общественных поручений необходимо учитывать интересы и стремления подростка. Например, можно организовать вечер современной музыки, где для Анатолия отвести роль организатора.
Кроме того, предложить подростку ознакомить своих одноклассников с творчеством любимой группы, историей ее возникновения и т.п.

6. Интеллектуальные особенности ученика.

Подросток проявляет высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей. Быстро схватывает все новое, умеет сравнивать, выделять характерное, делать выводы.
Преобладает образное мышление, однако уровень понятийного тоже очень высок.
Что касается развития таких познавательных психических процессов как внимание, память, восприятие, воображение то нужно отметить следующее.
Кратковременная память у мальчика развита очень хорошо, однако долговременная имеет средний уровень с тенденцией к занижению. Объем памяти средний.
Внимание мальчика устойчиво, однако преобладает непроизвольная форма. То же касается и памяти, преобладает непроизвольная форма.
Восприятие развито очень хорошо, отмечается быстрота идентификации объектов вне зависимости пространственного положения, их соотношения друг с другом. Мальчик наблюдателен, быстро отмечает изменения, происходящие в окружении. Тонко чувствует собеседника, реагирует на изменения его настроения.
Методы: наблюдение, экспериментальные методики «Таблицы Шульте», «Пробы Бурдона», «10 слов».

Исходя из данных диагностики и наблюдения, вытекает необходимость в организации для мальчика занятий по развитию произвольных функций внимания и памяти, а также развитию долговременной памяти, применению упражнений, стимулирующих функционирование понятийного мышления.
При организации учебной деятельности необходимо учитывать особенности познавательных психических процессов подростка.
Любой материал, который будет иметь эмоциональный отклик ребенка, т.е. вызовет работу непроизвольного внимания и памяти надолго останется в сфере интереса подростка и сможет стимулировать его познавательную деятельность в этом направлении. Однако это не означает, что подросток не должен уметь усваивать неинтересный для него материал.

7. Особенности нервной системы и темперамента.

По данным диагностического исследования мальчика можно отнести к холерическому типу темперамента. Подростку характерен сильный тип нервной системы, неуравновешенность нервных процессов (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения).
Мальчик относится к низкореактивным индивидам, экстровертирован, имеет низкую скорость образования условных реакций, для него характерно активное устранение рассогласований между субъектом и средой.
Ригидность имеет средний показатель. Эмоциональная устойчивость средняя (пограничное значение между средним и низким уровнем).
Подросток сензитивен к различного рода экзогенным воздействиям.
Методы: наблюдение, методика «Самооценка структуры темперамента» по Б.Н. Смирнову, методика «Шкала оценок для измерения реактивности» по Я. Стреляу, «Опросник Я. Стреляу).

Исходя из полученных данных, для мальчика легче будут удаваться дела, связанные с быстрым выполнением какой-либо деятельности, медленная и монотонная работа будет исполняться ребенком плохо.
Особое внимание при таких свойствах темперамента необходимо обратить на интересы ребенка. Деятельность, которая для подростка будет вызывать сильный интерес, может целиком и полностью его поглотить, обуславливая высокий уровень достижений в данной сфере.
Особым вниманием у подростка будут пользоваться поручения, связанные с нахождением в центре внимания в связи с реализацией собственных интересов.

8. Особенности характера.

Наблюдение за ребенком, использование методик диагностики черт характера позволяет охарактеризовать Анатолия как дружелюбного, общительного, жизнерадостного подростка.
Для мальчика характерны такие черты как требовательность внимания к своей персоне, стремление к удовлетворению своих потребностей любым способом, стремление к самоутверждению.
По отношению к менее успевающим и физически слабым детям, а также девочкам подросток проявляет пренебрежение, любит показать свое превосходство.
Самооценка у мальчика завышена, что может быть защитой на реальное положение дел. Особое беспокойство и тревогу у подростка вызывает обсуждение его отношений с отцом и старшей сестрой, а также материально положение его семьи. Не смотря на объективные показатели семейного неблагополучия, ребенок считает свою семью самой лучшей.
Мальчик настойчив в достижении значимых целей, однако неудачи выбивают его из колеи особенно это проявляется в отношении учебной деятельности. Если како-то предмет ему не удается, то в последствии подросток обесценивает его значение в своей жизни и прилагает минимум усилий для достижения успехов в этой области.
Подростку сложно организовать целенаправленную деятельность, это связанно со слабым развитием волевых процессов. Преодоление трудностей вызывает у Анатолия негативные переживания, и он использует метод ухода.
Методы: опросник Р.Кетелла (подростковый вариант), опросник Айзенка (подростковый вариант), наблюдение, беседа с классным руководителем, беседа с подростком.

Формирование негативных черт характера (пренебрежение к девочкам, проявление превосходства по отношению к слабым) может быть обусловлено внутрисемейной обстановкой. Мальчик перенимает модели поведения отца по отношению к матери как более слабой и беззащитной и актуализирует их в своем поведении.
Кроме того, чувствуя собственную беззащитность и слабость по отношению к отцу, ребенок компенсирует, таким образом, ее за счет унижения более слабых товарищей.
Одним из способов коррекции такого поведения ребенка являются беседы с подростком о его поведении, но не на основе нравоучений, а на основе установления диалога с ребенком, прояснения тех значений, которые он вкладывает в свои слова, установлению доверительных и понимающих отношений. Прояснения роли родителей в формировании поведения мальчика.
Другим направлением работы является комплекс мер, направленных на сплочение детского коллектива, через совместную и значимую деятельность, где превосходство подростка может быть реализовано через помощь более слабым и менее компетентным товарищам.

9. Общие выводы

Обобщая сказанное выше нужно отметить, что для подростка характерны как позитивные, сильные стороны, так и негативные, слабые.
К основным сильным сторонам личности Анатолия можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность подростка, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к самоутверждению, желание быть значимым, компетентным.
К основным слабым сторонам можно отнести определенную конформность (зависимость от мнения старших товарищей, подражание им в негативном поведении), неумение волевого концентрирования в учебе, избегание неудач, обвинение в своих неуспехах окружения, но не себя.
Развитие личности подростка в дальнейшем может пойти двумя путями. Первый путь связан с преодолением тех негативных качеств, которые характерны для подростка. Этот связан с позитивным самоутверждением, реализацией собственного потенциала через социально значимую деятельность. Этот путь возможен только при активном участии родителей мальчика, изменения уклада жизни, решению конфликтных внутрисемейных ситуаций.
Второй путь связан, с удовлетворением сиюминутных желаний и стремлений подростка, без проявления волевой активности для преодоления возникающих трудностей. В этом случае можно прогнозировать асоциальной поведение, проявляющееся в воровстве, хулиганских поступках, употреблении алкоголя и т.п.
Надо полагать, что второй путь имеет высокую вероятность осуществления. Это связано с тем, что, во-первых, у подростка нет далеких перспективных целей в жизни. Во-вторых, ребенок признает только авторитет силы, все другие авторитеты считает смешными и глупыми.

Главными причинами недостатков подростка выступают проблемы внутрисемейного взаимодействия в его биологической семье. Отсутствие должного контроля со стороны родителей за поведением и учебой ребенка. Сочетание попустительского и авторитарного стиля во взаимодействии с ним.
Без решения проблем семейного воспитания невозможно оказать полную психологическую помощь мальчика.
Возвращаясь домой, он будет снова и снова попадать в психотравмирующую ситуацию. Что в конечном итоге приведет к усилению тех негативных качеств, о которых велась речь выше.

10. Работа по формированию личности школьника.

За время изучения личности школьника была проделана следующая работа:
1. Беседа с мальчиком о его поведении в различных ситуациях, с выяснением основных детерминант такого поведения.
2. Объяснение данных полученных во время психологической диагностики. С указанием на те стороны личности подростка, к которым необходимо уделить особенное внимание.
3. Обсуждение с подростком волнующих его тем с выяснением приоритетности разрешения существующих проблем психологического характера.
4. Конструирование ближайшего будущего с подростком, обозначение ближайших перспектив жизни ребенка, мотивация его на социально-значимые поступки.
5. Постановке проблемы о необходимости изменения некоторых качеств личности подростка.

Проведенная работа с учеником была многомерная и сложная. Было использовано большое число методик по выявлению особенностей психологической и личностной организации мальчика.
Особую трудность вызвала необходимость привлечения ученика к совместной работе, так как после уроков он тут же стремился домой или к друзьям, кроме того, подросток часто прогуливал.
Оценка проведенной работы в контексте изменений поведения подростка следующая.
Повысился уровень самоосознаия, подросток стал улавливать взаимосвязь между отношениями в его семье и собственным поведением, появилась некоторая критичность к своим поступкам по отношению к слабым товарищам. Подросток заинтересовался возможностью развивать свои волевые способности, так как это может сделать его сильнее и поможет достичь намеченные цели. Стали уменьшаться прогулы в школе.
Однако надо констатировать, что уровень ответственности не

Анализ урока

На мой взгляд, цели и содержание соответствуют данной теме проведённого урока Милицкой Н.И. Данный урок, пожалуй, я бы отнёс к уроку изучения нового материала. Что же говоря о рациональности распределения времени, то для классического общепринятого урока оно вполне приемлемо.

Я уделял также внимание и своевременности прихода педагога на занятие. Преподаватель приходит до начала урока и готовится к нему, в то время как некоторые ученики игнорируют молодого преподавателя, опаздывают и бойкотируют выполнение заданий. Это ставит молодого педагога в неловкое положение перед другими учениками. Преподаватель, не обладающий харизмой, не может заставить учиться. А поскольку скрытое оскорбление нежелательно допускать в свой адрес, дабы не потерять вовсе авторитет, большинство молодых и даже опытных педагогов, как и наш объект, повышают голос. Хочу вам сказать, что это только забавляет нерадивых учеников; о чём и говорится в курсе возрастной психологии.

С другой стороны в действиях этих учеников нет ничего корыстного. Как раз напротив – они показывают своё «Я», тем самым раскрывают психологический портрет. Мудрый педагог воспользуется этим свойством ученика против него самого, тем самым усмирит «задорных».

Переключаюсь на дидактическую сторону урока, а именно проверки домашнего задания. В содержании материала к повторению не было ничего сложного: простые вопросы – простые ответы. В ходе проверки домашнего задания применялись комбинированные методы проверки: фронтальный опрос, уплотнённый опрос, индивидуально. Надо отдать должное, что Надежда Ивановна ловко управляется с опросами, работают все учащиеся, мало кому удавалось избегнуть вопроса. Характер постановки не представлял ничего необычного, видимо это были вопросы из учебника в конце параграфа. А вот качество ответов удручающе: большинство детей не то, что бы не знают, а даже не могут корректно сформулировать ответ.

При изложении новой темы, видны, хорошие знания предмета учителем, но, к сожалению, непонятным, сложным и длительным объяснением для учащихся. Метод объяснения – лекция. Характер написания на доске – университетский, для старшеклассников это нормально. Особых приёмов стимулирования познавательной деятельности, как и активности учащихся не наблюдал.

Закрепление нового материала производилось в виде решения простых примеров на доске, причём самим учителем.

Задание на дом производилось на перемене в личное время учеников, которые не могут без разрешения уйти с занятий, по объективным причинам. Я считаю надо уважать время учеников – это акт воспитания, а кому надо переучиваться сами вас найдут. К организации записей домашнего задания претензий не имею.

Характеристику . В ходе своей работы, изучив психолого -педагогическую характеристику умственно-отсталых детей...

  • Психолого -педагогическая характеристика личности учащегося

    Отчет по практике >> Психология

    Его психолого -педагогической характеристики . Общие данные: Власов Алексей, родился в Воронеже в 1997 году, ученик 7 «Г» класса... не себя. Психолого -педагогическая характеристика 7 «Г» класса В 7 «Г» классе МОУ лицей МОК № 2 26 учеников . Из них...

  • Педагогическая практика по квалификации преподаватель географии как одна из ведущих

    Реферат >> Педагогика

    Методиками воспитания. Приложение 1. Психолого -педагогическая характеристика классного коллектива 11-го класса... классе. Приложение 2. Психолого -педагогическая характеристика ученика . Если говорить подробно о характеристике личности испытуемого, томожно...

  • Психолого -педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении

    Сочинение >> Психология

    И составить психолого -педагогическую характеристику , которая затем сравнивается с характеристикой классного руководителя. Преодоление внушаемых характеристик по предъявленным...